ЩEДPИH

ЩEДPИH Сильвестр Феодосиевич
[2(13).2.1791, Петербург,-27.10(8.11). 1830, Сорренто], русский живописец-пейзажист.
Один из основоположников рус. реалистич. пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф.
Щедрина,
племянник
пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в AX в Петербурге (1800-12) у M.
M. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер AX в Италии (с 1818).


Сильвестр Ф. Щедрин. Автопортрет. 1817.
Третьяковская галерея. Москва.


Начав с пейзажей в духе классицизма,
в Италии Щ. перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает
натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые
и световые соотношения в пейзаже ("Колизей", 1819, Третьяковская гал.,
Москва). В серии видов "Нового Рима" (1823- 1825) передаёт вид города в
целом с его совр. и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление
к естественности и цельности передачи натуры приводит Щ. к поискам единства
состояния природы и освещения, к пленэру,единой тональности.


Семён Ф. Щ е дри н. "Вид в окрестностях
Петербурга ". 1780-е гг. Третьяковская галерея. Москва.


В картинах "Малая гавань в Сорренто",
"На острове Капри" (см. илл. т. 22, табл. XXVII, с. 304-305), "Вид Сорренто
близ Неаполя" (все - 1826, Третьяковская гал., Москва) раскрывается поэтич.
образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой
оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего
полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия
"Террасы в Сорренто" (1825-28), в ней большее место занимают жанровые мотивы
и одновременно намечаются нек-рая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность.
В пейзажах 1828-30-х гг. и особенно в картинах "Лунная ночь в Неаполе"
(1828-29, Третьяковская гал., Москва, и Рус. музей, Ленинград) присутствует
романтич. приподнятость, стремление к сложным световым и колористич. эффектам.


Пейзажи Щ. близки к полным поэтич.
гармонии образам Италии в творчестве рус. поэтов К. H. Батюшкова, А. С.
Пушкина, E. А. Баратынского; обращение к реальному естеств. облику природы,
к непосредств. живописной передаче натуры, достижения в области пленэра
открыли новый этап в истории рус. пейзажной живописи.


Соч.: Письма из Италии, М.- Л.., 1932.


Лит.: Коноплёва M., С. Ф. Щедрин,
в сб.: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Фёдоров-Давыдов
А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX века, M., 1953.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я