ШТРАУС

ШТРАУС (Straub) Рихард (11.6.1864,
Мюнхен,-8.9.1949, Гармиш-Партенкирхен), немецкий композитор и дирижёр.
Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фп. и скрипке.
Муз.-теоретич. предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил
мировое признание как дирижёр, в первую очередь собств. произв., регулярно
гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898- 1918
гл. дирижёр Берлинской оперы, в 1919-24 - Венской оперы. После фаш. переворота
III. был назначен президентом т. н. Имперской муз. палаты, однако в 1935
был снят с этого поста. Наиболее значит, произв. Ш.- программные симфонии,
симф. поэмы и оперы. Симф. поэмы продолжают традиции программного симфонизма
Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма P. Вагнера.
Их
сюжеты и темы нередко заимствованы из классич. лит-ры ("Макбет", 1886;
"Дон Жуан", 1888; "Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; "Дон Кихот",
1897), старинных легенд. В ряде произв. сказалось влияние философии Ф.
Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889; "Так говорил Заратустра", 1896).


Первые сценич. опыты Ш. (оперы "Гунтрам",
1894; "Без огня", 1901; здесь и далее - даты пост.) написаны под воздействием
Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние
экспрессионизма
и
неоклассицизма.
В
операх Ш. использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", 1905;
"Электра", 1908; "Ариадна на Наксосе", 1912), принципы старинной комич.
оперы ("Кавалер роз", 1911), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена
Египетская", 1928; "Любовь Данаи", 1952) и др. Лучшим страницам партитур
Ш. присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургич.
напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний - от глубокого
трагизма и филос. сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произв. Ш.
отмечены изяществом, мелодич. красотой, смелостью и богатством гармонии,
сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы
натурализма ("Домашняя симфония", 1903), преувелич. экспрессивности, иллюстративности.
В поздний период творчества Ш. отказался от большого оркестрового аппарата,
стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте муз. языка, лаконичности
выразит, средств (опера "Каприччо", 1941; "Метаморфозы" для ансамбля струнных
инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).


Р. Штраус. М. М. Штраух.


Творчество Ш. оказало значит, влияние
на европ. муз. иск-во 20 в., способствовало развитию программной музыки
и оперы, обогащению выразит, возможностей оркестра. Лучшие произв. Ш. отмечены
гуманистич. направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты.
Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского ун-тов (1902), чл. Академии
иск-в в Берлине (1909).


Лит.: Соллертянский И., Симфонические
поэмы Рихарда Штрауса, [Л.]. 1934; P о л л а н Р., Рихард Штраус, пер.
с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Краузе Э., Рихард Штраус. Образ
и творчество, [пер. с нем. ], M., 1961; Орджоникидзе Г., P. Штраус, в кн.:
Музыка XX века. часть 1, 1890-1917, кн. 2, M., 1977; Trеnnеr F., Richard
Strauss. Dokumente seines Lebens und Schaffens, Miinch.. 1954.

M. M. Яковлев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я