ШТАМП

ШТАМП языковой и литературный,
выразительные средства языка и лит-ры, к-рые стереотипно воспроизводятся
в текстах (гл. обр. в беллетристике) и воспринимаются как признаки
"клишированности" мысли, мнимые "стилистические красоты". Наборы модных
словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция
приёмов "готовой художественности" влияют на всех, пользующихся языком.
Чаще всего Ш. проявляется в т. н. "формулах" художеств, речи: "чёрное золото
" (и рабы, И уголь, и нефть); нек-рые структуры заглавий ("Когда...", три
соположенных существительных в именит, падеже и т. п.). Угрозу III. таят
в себе многочисл. "писательские экскурсии" в страну детства в совр. сов.
лит-ре, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии,
рифмы типа "моя - не тая". Некритич. отношение к Ш. мешает проявлению творч.
индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой "инерции стиля".
Но в разных сферах общения - в быту, в науке, публицистике, художеств,
лит-ре и т. д.- отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными
элементами языка (к-рые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают.
Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например,
модное слово "окоём" окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова
"Владыки и цари глядят за окоём..."). Тенденции Ш. к распространению, превращению
его в общее "правило" противостоит стремление писателей к созданию собственных
"поэтических правил", к "новизне материала и приёма" (В. Маяковский, "Как
делать стихи?"). Границы между "формулами" как устойчивыми единицами художеств,
языка и общеязыковой фразеологией, свободной от примет банального
словоупотребления, подвижны. Так, выражение "невооружённым глазом" может
ещё восприниматься и как III., но словари уже фиксируют его превращение
в стилистически нейтральный фразеологизм.


Лит.: Костомаров В. Г., Русский
язык на газетной полосе, M., 1971; Ш м елев Д. H., Слово и образ, M., 1964;
[Г р иг о р ь е в В. П.], Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке,
M., 1969. В. П. Григорьев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я