ШПАЛЕРЫ

ШПАЛЕРЫ (нем. Spalier, от итал.
spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями,
вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения.
Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич.
золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть,
лён) и образующими характерную для Ш. рубчатую фактуру. Каждая уточная
нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная
с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка
различаются 2 вида Ш.: готлис - вытканы на станках с вертикальным креплением
основы и баслис - на горизонтальных станках. Моделью для Ш служит картон
- живописный эскиз в размере ковра.


Произ-во Ш. возникло в Зап. Европе
в 12-13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений
ср.-век. Ш. представляют собой образцы монументально-декоративного иск-ва
["Анжерский апокалипсис" - 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из
них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам
Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорич. серии "Дама с единорогом", кон. 15
- нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу "мильфлёров" - Ш.
с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].


Осн. центры ср.-век. шпалерного ткачества
- Париж, Аррас, Турне, с кон. 15 в.- Брюссель, где в нач. 16 в. была исполнена
для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в 17 в.- серии
Ш. по картонам П. П. Рубенса. С сер. 17 в. во Франции были созданы большие
шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура
Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы Ш.
17- 18 вв.- мифология, и истории, сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали,
пейзажи ("вердюры"). В 18-19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком
полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих
старой Ш. Декоративные принципы Ш. возрождаются в сер. 20 в. в творчестве
Ж. Люрса и др.


В России произ-во Ш. началось при Петре
I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала
до 1859), одна из первых работ к-рой - "Полтавская баталия" по картону
Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры - 2-я
пол. 18 - нач. 19 вв. В рус. Ш. эпохи классицизма ярко выражено декоративное
начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров
("Диана" и "Сатурн" из т. н. "Гурьевского гарнитура", 1805-06, музеи в
Павловске и Гатчине). Осн. собрания Ш. в СССР сосредоточены в Эрмитаже
(Ленинград), в Рус. музее (Ленинград) и в музеях Моск. Кремля.


Илл. см. на вклейке к стр. 560.


Мит.: Бирюкова H., Французские
шпалеры конца XV - XX века в собрании Эрмитажа. [Каталог], Л., 1974; Коршунова
Т., Ясинская И., Русские шпалеры, Л., 1975; Gоbel H., Wandteppiche, Т 1,2,
Bd 1 - 2, Lpz.- В., 1928.


Г. А. Есипова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я