ШОПЕНГАУЭР

ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур
(22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск,-21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий
философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского ун-та, с 1831 жил во
Франкфурте-на-Майне. Осн. соч.- "Мир как воля и представление" (т. 1-2,
1819- 1844). Кантовские априорные формы - время, пространство, категории
рассудка - сводятся Ш. к единой основе - "закону достаточного основания".
Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит, моментов, из к-рых
складывается мир как "представление" субъекта. С др. стороны, мир, взятый
как "вещь в себе", предстаёт у Ш. как слепая, безосновная "воля к жизни",
к-рая дробится в бесконечном множестве "объективации". Каждой объективации
свойственно стремление к абс. господству, что выражается в непрекращающейся
"войне всех против всех". В то же время множество объективации воли существует
и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском
смысле) - адекватных объективации воли. Высшая ступень в ряду объективации
воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий
индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют
в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником
беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (гос-во) не уничтожает
эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление
эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во
- создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного созерцания",
в к-ром субъект выступает как "чистый безвольный" субъект, а объект - как
идея. Высшее из иск-в - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение
идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья
и неотвратимость страдания, коренящегося в самой "воле к жизни" с её бессмысленностью
и вечной неудовлетворённостью, Ш.- в противовес Лейбницу - называл существующий
мир "наихудшим из возможных", а своё учение -"пессимизмом". Подлинным основанием
морали Т. считал чувство сострадания, благодаря к-рому обманчивая видимость
индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.


Иррационалистич. и пессимистич. философия
Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение
со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и
предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном);
влияние
Ш. испытали P. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, T. Манн и др. В 1911 во
Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.


Соч.: Samtliche Werke, Bd 1 - 7, Wiesbaden,
1946-59; Der handschriftliche Nachlap, Bd 1 - 5, Fr./M., 1966 - 75; в рус.
пер.- Поли. собр. соч., т. 1 - 4, M., 1900 - 10.


Лит.: Ф и ш е р К., А. Шопенгауэр,
пер. с нем., M., 1896; H и ц ш е Ф., Шопенгауэр как воспитатель, Поли.
собр. соч., т. 2, M., 1909; фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и
учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Шопенгауэр. Личность,
мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии
и математике, M., 1953, гл.4; Быховский Б. Э., Шопенгауэр, M., 1975; Simmel
G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Munch.- Lpz., 1923; Pfeiffer K.,
Schopenhauer, [В.], 1943; Z int H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.-
Basel, 1954; Von der Aktualitat Schopenhauers, Fr./M., 1972; Hubscher A.,
Denker gegen den Strom. Schopenhauer: Gestern - Heute - Morgen, Bonn, 1973.

А. А. Чанышев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я