ШОЛОХОВ

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
[р. 11(24).5.1905, хутор Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского,
ныне Вёшенский р-н Ростовской обл.], русский советский писатель, акад.
АН СССР (1939), Герой Социалистич. Труда (1967). Чл. КПСС с 1932. Чл. ЦК
КПСС с 1961. Родился в крест, семье. Участвовал в Гражд. войне. В 1923
начал публ. в газетах и журналах рассказы, объединённые впоследствии в
сб-ки "Донские рассказы" М.А.Шолохов, и "Лазоревая степь" (оба - 1926).
Гражд. война на Дону, ожесточённая классовая борьба, место человека в великих
социальных сдвигах, происходивших в деревне, его мечта о новом мире
социальной справедливости - таковы темы ранних рассказов Т., к-рые стали
заметным явлением в сов. лит-ре 1-й пол. 20-х гг.


В 1925 Ш. начинает писать "Тихий Дон"
(кн. 1-4, 1928-40; Гос. пр. СССР, 1941) - роман, принёсший писателю мировую
известность. Идея историч. закономерности определяет сложность сюжетно-композиц.
структуры произведения. Ш. создаёт грандиозную картину борьбы двух миров,
ломки старых обществ, отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения
новых. Проблематика романа включает вопросы большой обществ, значимости:
о характере связей личности с историч. судьбами народа, об историч. необходимости
и свободе выбора, об историч. обстоятельствах, определяющих трагич. конфликты,
драматич. исходы. В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпич.
повествования о "судьбах народных". Историч. процесс предстаёт в эпосе
Ш. в широком движении масс. Героем романа стал народ. Поэтич. мир Ш.- мир
высокой трагедии, в к-рой действуют сильные и яркие характеры в переломные
моменты истории. Рассказ о жизни Григория Мелехова входит составной частью
не только в драматич. историю донского казачества: в нём отражены историч.
процессы огромной социальной и психологич. важности. Образ Григория Мелехова
- открытие в мировом иск-ве. Характер его раскрывается во всей полноте
чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объёмность психологич. анализа
- одна из характерных сторон художеств. мастерства Ш. Психологич. анализу
Ш. присуще важное качество оценочности. Борьба революц. народа становится
объективным критерием оценок, к-рый позволяет отделить исторически оправданные
заблуждения Мелехова от его вины. На крутых историч. поворотах Григорий
всё время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия
переносится в глубины сознания. Истоки её - в социальной двойственности,
противоречивости самого героя. Григорий отринул старый мир, но правды новой
действительности, утверждавшейся в крови, в борьбе, страданиях, он не понял,
не поверил ей и, в конце концов, оказался на историч. распутье. В умении
видеть действительность во всей её сложности, обусловленности, в её суровых
закономерностях и состоит подлинное величие художника. Способ изображения
характера и судьбы Григория Мелехова в значит, степени способствовал развитию
метода социалистич. реализма. Революц. массы, с такой мощью изображённые
в "Тихом Доне", утверждают оптимистич. идею торжества жизни, победы нового
через муки, через страдания, создают ощущение грандиозности совершающихся
перемен. Героич. пафос романа возникает на основе историч. оптимизма, утверждения
величия жизни, величия подвига.


"Поднятая целина" (кн. 1-2, 1932- 1960;
Ленинская пр., 1960) - эпич. повествование о 1930 годе, о революц. переломе
в жизни деревни. 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела",
история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историч.
конкретность - один из эстетич. принципов Ш. В 1-й кн. "Поднятой целины"
во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм
собственности, трудного становления новых обществ, отношений. Типичные
образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации
в деревне, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные
характеры помогли раскрыть смысл важнейших историч. событий, участниками
и творцами к-рых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении
великому нар. делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия
чувств", усиливается лирич. начало в авторской речи. Отсюда и своеобразие
сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев
о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в к-рых раскрываются
интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве
не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных
черт таланта Ш. Образ деда Щукаря - одно из замечательных открытий писателя.
Роман Ш. пронизан раздумьями об истинной человечности, о путях прогресса,
об историч. необходимости.


Во время Великой Отечеств, войны были
опубл. в периодич. печати и вышли отд. изданиями очерки Ш. "На Дону", "На
юге", "Казаки" и др. Широкую известность приобрёл рассказ "Наука ненависти"
(1942). В 1943-44 в "Правде" и "Красной Звезде" начали печататься главы
из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант - 1969), в к-ром Ш.
поставил целью изобразить подвиг народа в Отечеств, войне.


Рассказ "Судьба человека" (1956-57)
стал заметным явлением социалистич. иск-ва. Трагич. история жизни Андрея
Соколова взята в её обусловленности, в её связи с событиями войны - истории,
испытаниями в жизни народа, гос-ва и отд. человека. Это позволяет писателю
крупным планом, обобщённо, в широкой историч. перспективе показать Человека
и Войну, показать несовместимость мира социализма и мира фашизма. Сквозной
жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное,
утверждение подвига.


М. А. Шолохов. "Тихий Дон" (Москва,
1952). Илл. О. Верейского.


Вклад Ш.- одного из ведущих мастеров
лит-ры социалистического реализма- в мировое иск-во определяется прежде
всего тем, что в его романах впервые в истории мировой лит-ры трудовой
народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной,
нравственной, эмоциональной жизни, к-рая ставит их в ряд неумирающих образов
мировой лит-ры. В его романах поэтич. наследие рус. народа соединилось
с достижениями реалистич. романа 19 и 20 вв., им были открыты новые, неведомые
ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим
миром. В эпосе Ш. человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего
потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие
поэтич. мира Ш. Произведения Ш. переведены почти на все языки народов СССР
и иностр. языки.


М. А. Шолохов. "Судьба человека". Фронтиспис
Б. Басова. 1962.


Ш.- деп. Верх. Совета СССР 1 - 9-го
созывов. С 1934 он чл. правления СП СССР. Чл. Всемирного Совета Мира. Почётный
доктор филологич. наук Poстовского-на-Дону и Лейпцигского ун-тов, почётный
доктор права Сент-Андрусского ун-та. Награждён 4 орденами Ленина, 2 др.
орденами, а также медалями, иностр. орденом. Лауреат Нобелевской пр. (1965).


Соч.: Собр. соч., т. 1-8, M., 1965-69;
Они сражались за Родину. (Главы из романа), M, 1971; По велению души. Статьи,
очерки, выступления, документы, M., 1970.


Лит.: Лежнев И., Путь Шолохова.
Творч. биография, M., 1958; Г у р а В., Жизнь и творчество M. А. Шолохова,
M., 1960; Брит и ков А., Мастерство Михаила Шолохова, M.- Л., 1964; Петелин
В., Гуманизм Шолохова, M., 1965; Я к и м е нк о Л., Михаил Шолохов. Лит.
портрет, M., 1967; его же, Творчество M. А. Шолохова, 3 изд., испр. и доп.,
M., 1977; П р и йм а К. И., "Тихий Дон" сражается, 2 изд., M., 1975; Л
у к и н Ю., Два портрета..., M., 1975; M е т ч е н к о А., Мудрость художника,
M., 1976; Бирюков Ф. Г., Художеств, открытия Михаила Шолохова, M., 1976.
Л.
Г. Якименко,





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я