ШЛЮЗ

ШЛЮЗ (голл. sluis, от лат.
exclude - исключаю, удерживаю, отделяю) с удоходный, гидротехнич. сооружение,
расположенное между водоёмами с различными уровнями, через к-рое проходят
суда (или плоты). Ш. возводят в речных гидроузлах, каналах и в мор. портах,
акватории к-рых подвергаются приливам и отливам с большой амплитудой колебаний
уровней.



Схематичный чертёж Ш. найден в материалах
Леонардо да Винчи. Ш. начали строить в Зап. Европе в 16 в., в России в
18 в. (на Вышневолоцкой системе). В СССР много крупных III. построено в
гидроузлах на pp. Волхов, Днепр, Свирь, Волга, Кама, на MH. судоходных
каналах, водохранилищах. Значительное число крупных Ш. построено в США
(на pp. Огайо, Миссисипи, Св. Лаврентия и др.) и в Зап. Европе.


Схема барабанной шлихтовальной машины:
/ - сновальные валики; 2 - ванна со шлихтой; 3 - отжимные валы;
4
-
барабаны; 5 - вентилятор; 6 - ткацкий навой.



В состав Ш. (рис. 1, 2) входят камеры,
головные части (головы) и подходы. К амера, в к-рой размещаются поднимаемые
(опускаемые) суда, образуется двумя продольными стенами и днищем, выполняемыми,
как правило, из железобетона; с торцов она ограничена металлич. воротами
(затворами), расположенными в пределах соответствующих головных частей.
По числу последовательно расположенных камер (зависящему от величины падения
уровня и рельефа местности) различают Ш. однокамерные и многокамерные (многоступенчатые).
Для увеличения пропускной способности Ш. устраивают параллельно две (или
более) нитки камер. Основные размеры камер (длину и ширину) выбирают при
проектировании Ш. в зависимости от категории водного пути,
перспективного
грузооборота на нём, размеров наибольшего расчётного судна или состава
(каравана) судов, одновременно пропускаемых через Ш Камеры наиболее крупных
Ш. имеют ширину до 33 м, длину до 400 м при глубинах на порогах
от 5 до 15 л (на морских Ш.).


Рис. 1. Судоходный шлюз на одном из
участков Волго-Балтийского водного пути.


Рис. 2. Схема однокамерного шлюза:
/ - подходной канал; 2 - камера; 3 - верхняя головная часть;
4
-
нижняя головная часть; 5 - водопроводная система; 6
- ворота; 7
- причалы; 8 - направляющие палы; 9 - мост; L- длина камеры; Вширина камеры; Н - напор;
У. В. Б.- уровень верхнего бьефа; У. Н. Б. - уровень нижнего бьефа.


Наполнение и опорожнение камер осуществляется
с помощью оборудованных затворами водопроводных устройств (системы питания
Ш.) в течение заданного времени (от 5 до 15 мин). В головных частях
(обычно массивных напорных сооружениях), кроме ворот, поддерживающих разность
уровней воды и обеспечивающих пропуск судов при выравненных уровнях смежных
бьефов,
размещаются
водопроводные галереи с затворами, устройства для гашения энергии воды,
ремонтные и аварийные заграждения, механизмы для управления оборудованием
и системы автоматич. регулирования. Примыкающие к верхним и нижним головным
частям подходы представляют собой каналы или участки
акватории с причальными
сооружениями
и устройствами для швартовки судов, ожидающих шлюзования,
и направляющими сооружениями - для безопасного входа судов в Ш.


Процесс пропуска судов через Ш., наз.
шлюзованием, состоит из ряда последоват. операций (открывание и закрывание
ворот и затворов, наполнение камер водой и опорожнение их, ввод и вывод
судов и др.), выполняемых по командам с центр, пульта. Число шлюзований
в течение суток (при непрерывной работе Ш.) определяет пропускную способность
Ш.


Лит.: Михайлов А. В., Судоходные
шлюзы, M., 1966; Гришин M. M., Гидротехнические сооружения, M., 1968.

А. В. Михайлов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я