ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР театр, возникший
в уч. заведениях Зап. Европы в эпоху средневековья как средство изучения
лат. языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма
и протестантизма. Постепенно спектакли стали разыгрываться на нац. языках.
Ставившаяся в Ш. т. школьная драма носила характер мистерии или миракля,
моралите или пьесы на историч. и мифологич. сюжеты.


Ш. т. существовал во MH. странах Зап.
Европы (15-18 вв.) и в России (17- 18 вв.). Он имел свои теоретич. основы,
тщательно разработанные правила (писатели-гуманисты Дж. Понтано в Италии,
Ю. Ц. Скалигер во Франции, учёный и поэт Феофан Прокопович в России). Благодаря
усилиям иезуитов Ш. т. в 16- 17 вв. большого развития достиг в Польше,
откуда перешёл на Украину; много школьных драм было создано в Киево-Могилянском
коллегиуме (академии). Основоположник Ш. т. на Руси
Симеон Полоцкий,
разрабатывая
проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации
при ней театра, сочинил для этого театра пьесы "Комедия-притча о блудном
сыне" и "О Нав ходоносоре царе". При Петре I Ш. т. носил политич. характер,
прославлял новые правительств, мероприятия ("Владимир..." Феофана Прокоповича,
пост. 1705). Представления Ш. т. показывались в уч. заведениях и на площадях
во время праздников; между актами игрались интермедии - преим. комич. сцены
из нар. жизни.


Лит.: История западноевропейского
театра, под общ. ред. С. Мокульского, т. 1-2, M., 1956 - 57; Всеволодский-Гернгросс
В., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., M., 1957; Б а д ал
и ч И. M., Кузьмина В. Д., Памятники русской школьной драмы XVIII в., M.,
1968.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я