ШИЛЛЕР

ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Кристоф
Фридрих (10. 11. 1759, Марбах на Неккаре, - 9. 5. 1805, Веймар), немецкий
поэт, драматург, теоретик иск-ва, историк. Выдающийся представитель Просвещения
в Германии, один из основоположников нем. лит-ры нового времени. Сын фельдшера,
офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистич.
атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив лат. школу в Людвигсбурге
(1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен ь воен. школу
(т. н. Карлова школа), переименованную затем в академию, где занимался
на юридич., потом на мед. отделении. В академии Ш. познакомился с моралистич.
философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями англ, и франц. просветителей
Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира,
Лессинга, произв. поэтов "Бури и натиска". На формирование обществ.-политических
взглядов Ш. повлияли и нем. антифеодальная публицистика и освободительное
движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым
врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия "Разбойники"
(изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод, порядков
в Германии. Известная декларативность гл. героя и компромиссность финала
не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое,
революц. произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтич. "Антологию на 1782 год",
большинство стихов к-рой сочинено им самим, создал драму из итал. истории
эпохи Возрождения "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). За самовольную отлучку
из полка в Мангейм на представление "Разбойников" подвергся аресту и запрету
писать что-либо, кроме мед. соч., что вынудило Ш. бежать из владений герцога.
Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму "Луиза Миллер"
(впоследствии названа "Коварство и любовь"), затем в Мангейме. В 1785 переехал
в Лейпциг, потом в Дрезден.


Своими первыми драматическими и лирическими
произведениями III. поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав
ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно
велико значение "Коварства и любви" (1784), первой, по определению Ф. Энгельса,
нем. политич. тенденциозной драмы. В ней выражено гл. социальное противоречие
времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская
трагедия" (так Ш. в духе просветит, лит-ры определил её жанр) обозначила
контуры большой социально-философской трагедии, осуществлённой вскоре Ш.
на историч. материале. В 1783-87 Ш. работал над драмой "Дон Карлос" (из
исп. истории 16 в.). Задуманная как семейная драма исп. инфанта, она превратилась
в трагедию обществ, преобразователя - "гражданина вселенной" - маркиза
Позы.


Ф. Шиллер. "Разбойники".Обложка 2-го
издания. 1782.


Ф. Шиллер. Портрет работы А. Графа.
Ок. 1793.


В окончат, варианте Ш заменил прозу
пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматич. поэму. В
трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и
идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного
идеалиста, энтузиаста, к-рой предстоит позднее получить у Ш. теоретич.
обоснование и поэтич. воплощение.


С отъездом в Веймар (1787) открывается
новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже "Доном Карлосомх Пересматривая
прежний опыт и художеств, принципы "Бури и натиска", Ш. стал изучать историю,
философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под назв.
"История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения
Нидерландов от испанского правления" (вышел только 1-й т.), в к-рой освободит,
движение маленького нидерл. народа толковалось как предвестие схватки старого
мира с просветит, идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте, с к-рым Ш.
познакомился в 1788, занял должность экстраординарного проф. истории Иенского
ун-та, где прочёл вступит, лекцию на тему "Что такое всемирная история
и для какой цели её изучают". В 1793 опубликовал "Историю Тридцатилетней
войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем
философии И. Канта, влияние к-рой ощущается в его эстетич. трудах "О трагическом
искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "Письма об эстетическом
воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-96)
и др.


Исследуя всеобщую историю от начальных
её этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, к-рое,
однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над
историч. судьбами человечества только усилили трагич. мироощущение писателя.
Ш сочувственно встретил весть о Великой франц. революции (в 1792


Конвент присвоил ему звание "почётного
гражданина Французской республики"), но якобинская диктатура встревожила
его. Одобряя низвержение феод, порядков, он порицал казнь Людовика XVI,
в к-рой увидел насилие, неприемлемое для вего теперь в любых формах. Отвергнув
революц. средства обществ, переустройства, Ш. выдвинул обширную программу
эстетич. воспитания, полагая, что "путь к свободе ведёт только через красоту"
и что миссия иск-ва в том, чтобы исподволь и постепенно готовить совр.
испорченного и порабощённого человека к грядущим разумным обществ, отношениям.
В соответствии с такой эстетико-политич. программой Ш. отстаивал принципы
идеализации, некогда позволившие антич. художникам достичь непревзойдённых
образцов (т. н. "веймарский классицизм"). Это отразилось и в лирике конца
80-90-х гг. ("К радости", "Боги Греции", "Художники" и др.).


Сближение с Гёте составило, по признанию
Ш., "целую эпоху в его развитии". В их переписке ставились важнейшие эстетич.
вопросы времени, подробно обсуждались произв., над к-рыми они тогда работали.
Они совм. создали цикл эпиграмм "Ксении" ("подарки гостям" - греч.), направленных
против плоского рационализма, филистерства в лит-ре и театре, против ранних
нем. романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества
Ш В 1795-98 он редактирует журн. "Ди Орен" ("Die Horen"), в состязании
с Гёте пишет баллады "Водолаз" (в пер. В. А. Жуковского "Кубок"), "Перчатка",
"Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" и др. В "Песне о колоколе" (1799)
Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет
радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение
и эстетич. взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней,
"наивной", объективной поэзии, и современной - "сентиментальной", субъективной,
о необходимости сочетания в совр. лит-ре идеального с реальным.


Гл. коллизией зрелого творчества Ш.
становится столкновение просветит, идеала свободного мироустройства с жестокой
действительностью (стих. "Идеал и жизнь", 1795). Поздние трагедии Ш. основаны
на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно.
Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной историч.
необходимостью. Эта осн. трагич. коллизия осложнена в них др. социально-политич.
и этико-психологич. конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская,
она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии
"Валленштейн" (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию:
"Лагерь Валленштейна" (пост. 1798), "Пикколомини" (пост. 1799), "Смерть
Валленштейна" (пост. 1799) - из эпохи Тридцатилетней войны 1618-48. Противоречивый
характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политич. и психологич.
конфликтов. В "Марии Стюарт" (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая
политич. проблема совр. Ш. Европы - взаимоотношения личности и нового,
бурж. гос-ва - приобрела огромное трагич. звучание благодаря мастерскому
изображению психологии гл. героинь. В "романтической трагедии" "Орлеанская
дева" (1801) Ш. прославил франц. нар. героиню Жанну д'Арк, соединив патриотич.
тему с этич. конфликтом в душе героини.


И. Ф. Шиллер. "Валленштейн". Илл. В.
М. Канашевича. 1930-31.


Драма "Мессинская невеста" (1803) -
оригинальная художеств, попытка возрождения классич. формы и проблематики
рока антич. трагедии. чВильгельм Телль" (1804) - драма о легендарном швейц.
нар. герое, в ней Ш. пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному,
революц. действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа
на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы
жизни Ш. работал над трагедией "Димитрий" из рус. истории, но внезапная
смерть оборвала его работу.


Один из крупнейших трагиков мировой
лит-ры, Ш. создал особый тип драмы- драмы открыто декламируемой идейности,
воплощённой в поэтич. формах, и традиции её в той или иной степени сказались
в драматургии "Молодой Германии" (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана,
Г. Ибсена; в 20 в. - в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал
известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах H. И. Гнедича, Г. P. Державина,
В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, M.
Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных
иностр. писателей. Творчество Ш высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен,
И. С. Тургенев, Л. H. Толстой; романы Ф. M. Достоевского содержат прямые
отклики на произв. Ш. Популярность Ш в России особенно возросла в период
Революции 1905-07 и после Великой . революции 1917, его пьесы прочно держатся
в репертуаре сов. театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов
свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР
(Нац. музей нем. классич. лит-ры в Веймаре); значителен вклад сов. исследователей
в освоение шиллеровского наследия.


Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd
1 - 7, Stuttg., 1892-96; Samtliche Werke. Sakularausgabe, hrsg. von E.
Hellen, Bd 1-16, Stuttg., 1904-05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J.
Petersen, Bd 1-42-, Weimar,


1943 (изд. продолжается;; в рус. пер.-
Собр. соч., т. 1-7, M., 1955-57.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Об искусстве, т. 1-2, M., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер.
Жизнь и творчество, M., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, M., 1960; Б е рк
овский H. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, M.- Л., 1962;
Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика
XVIII в., M., 1962; Данилевский P. Ю., Шиллер в русской лирике 1820-1830-х
годов, "Русская литература", 1976, № 4; В и л ьмонт H., Достоевский и Шиллер,
в его кн.: Великие спутники, M., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы,
M., 1966; Schiller. Reden im Gedenkjahr. 1955., Stuttg., 1955-61; Schiller
in unserer Zeit, Weimar, 1955; B u с hw a 1 d R., Schiller. Leben und Werk,
4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem
Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in
der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959;
Abusch A., Schiller. GroBe und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl.,
B., 1962; S t о r z G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963;
Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; S t a iger E.,
Fi.
Schiller,
Z., 1967; Harder H. B., Schiller in RuBland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte.
1789-1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragodie und Offentlichkeit.
Schillers Dramaturgic im Zusammenhang seiner asthetischpolitischen Theorie
und die rhetorische Tradition, Munch., 1973; V u 1 p i u s W., Schiller-Bibliographie,
1893-1963, Bd 1 - 2, Weimar, 1959. 3. E. Либинзон.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я