ШИИЗМ

ШИИЗМ (от араб, ши'а - секта,
партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом,
осн.
направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка,
выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы
(дочери
Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную
политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими
догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключит, права Али
и его потомков - Алидов на духовное и светское руководство в мусульм.
мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов - Абу
Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о
том, что заместитель пророка - халиф не должен быть избираем людьми.


На почве споров о числе имамов
Ш.
в 7-9 вв. распался на неск. ответвлений: кайсанитов, зейдитов,
имамитов,
исмаилитов.
Секта
кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной.
Приверженцы одной из ведущих сект - имамиты признают 12 имамов, последнего
из к-рых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. "скрытого имама", по преданию, ребёнком
исчезнувшего бесследно) считают мессией, махди,
призванным вернуться
на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он
направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства
- муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистич. связью
со "скрытым имамом"). Учение имамитов в сочетании с суфизмом
было
идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в Иране и Cp. Азии в ср. века
(сербедаров
восстания, сеидов движение
и др.). Исмаилиты отделились в сер. 8 в.
от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал
Иран (где на него существ, влияние оказали
зороастризм и
несторианство).
Ш.
имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают
сунну (с нек-рыми
изменениями; отрицаются те хадисы,
к-рые восходят к противникам
Али), Коран (хотя н не считают его офиц. суннитскую редакцию безупречной).
Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание.
В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ "святых мучеников". Ш.
воспринял учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения
и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают "наследств,
непогрешимость" имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества,
кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места
погребения имамов и их родичей). Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране,
Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане,
Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).
Лит.:
Крымский
A. E., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1-3, M.,
1909-17; Беляев E. А., Мусульманское сектантство, M., 1957; Петрушевский
И. П., Ислам в Иране в VII - XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко E. А.,
Шиитское духовенство в современном Иране, M., 1975; С о г b i n H.,
Histoire de Ia philosophic islamique, [P.], 1964; "Мактебеташайо", ч. 1
- 4, Кум, 1959-61; Loschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen
Rechts, KoIn, и. а., 1971. См. также лит. при ст. Ислам.

И. П. Петрушевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я