ШЕСТОВ

ШЕСТОВ Лев (псевд.; наст, имя
и фам.- Лев Исаакович Шварцман) [31.1 (12.2). 1866, Киев,-20.11.1938, Париж],
русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридич. ф-т Киевского
ун-та (1889). В 1895-1914 жил преим. в Швейцарии, с 1914 - в Москве, с
1918 - в Киеве, с 1920 - в Париже. Сочетая и по-своему акцентируя мотивы
Ф. Ницше и Ф. M. Достоевского, Ш. предвосхитил осн. идеи позднейшего
экзистенциализма.
Уже
на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. говорит
о трагич. абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обречённого,
но взыскующего своих суверенных прав чгероя", бросающего вызов всей Вселенной.
Ш. предпринимает пересмотр традиц. философии, требуя переместить точку
зрения с мироздания на субъект. Провозглашая "философию трагедии", Ш. полемически
противопоставляет её академич. стилю мышления как "философии обыденности"
(" Достоевский и Ницше. Философия трагедии", 1903). Он восстаёт против
диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта безлично-всеобщего
над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых
детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязат. нравств. нормы,
приводит Ш к гносеологич. релятивизму и имморализму. Хотя в нач. 1910-х
гг. безрелиг. "апофеоз беспочвенности" (1905) сменяется пафосом веры в
лютеровской формулировке "sоlа fide" (чтолько верою"), миросозерцание Ш.
не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержат,
определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего
своеволия "по ту сторону добра и зла". Правда, атмосфера безнадежности
вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному
религ. самочувствию, божеств, источник; филос. умозрению Ш. противопоставляет
откровение ("Афины и Иерусалим", 1951; "Умозрение и откровение", 1964).
Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболич. характер: познават. устремлённость
отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть
"бездушных и необходимых истин". Публицистич. темперамент Ш.- мастера филос.
парадокса и афоризма, его едкая критика академич. мышления создали ему
известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Камю, Д.
Г. Лоренса и др.).


Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1 - 6,
СПБ, 1911; Sola fide, P., 1957 (лит.).


Лит.: Асмус В. Ф., Лев Шестов
и Кьеркегор, "Философские науки", 1972, №4; Ерофеев В., "Остается одно:
произвол", "Вопросы литературы", 1975, № 10; Camus А., Le mythe de Sisyphe,
P., 1970, p. 41-42, 51-56; Wernham J. C. S., Two Russian thinkers, Toronto,
1968 (лит.).

P. А. Галъцева.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я