ШЁНБЕРГ

ШЁНБЕРГ (Schonberg) Арнольд
(13.9. 1874, Вена,- 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор.
В 1901 - 1903 вёл класс композиции в консерватории Штерна в Берлине. С
1903 жил в Вене, где приобрёл известность как композитор, дирижёр, педагог,
а также организатор и руководитель хоровых коллективов. В 1925-33 проф.
Прусской академии искусств в Берлине. После прихода к власти фашистов был
вынужден эмигрировать в США. В 1936-44 вёл класс композиции в Калифорнийском
университете. В ранних соч. продолжал традиции нем. и австр. романтич.
музыки и P. Вагнера: струнный секстет "Просветлённая ночь" (1899), симф.
поэма "Пеллеас и Мелизанда" (1903) и др. Позднее разработал систему сочинения
музыки, получившую назв. додекафония. Ш.- основоположник атональной
музыки
и виднейший представитель муз. экспрессионизма. Теория
Ш. оказала значительное влияние на несколько поколений композиторов, среди
к-рых выделяются его ученики и последователи А. Берг и А. Веберн,
а
также Э. Веллес, Э. Кшенек, P. Лейбовиц.


В числе произв. Ш., где он наиболее
последовательно применил свою систему, - 5 фп. пьес (1923), Серенада для
8 инструментов (1923), скрипичный (1936) и фп. (1942) концерты, монодрама
"Ожидание" (1909, пост. 1924), опера "Моисей и Аарон" (1932, конц. исполнение
1954). Музыка этих сочинений отмечена печатью искусственности, экспрессионистич.
надрыва, лишена мелодич. выразительности. Потрясённый гибелью варшавского
гетто, уничтоженного фашистами, Ш. создал рассказ для чтеца с оркестром
и муж. хором "Уцелевший из Варшавы" (1947). В этом произв. Ш. отошёл от
присущего ему субъективизма. В своём творчестве Ш. протестовал против бесчеловечных
законов бурж. гос-ва, но доминирующей темой для него оставалось трагическое
одиночество художника в чуждом и враждебном ему мире. Перу Ш. принадлежат
2 камерные симфонии (1906, 1939), "Лунный Пьеро" для голоса с инструм.
ансамблем (1912), 4 струнных квартета, фп. и вокальные пьесы и др., а также
неск. теоретич. трудов.


Лит.: Соллертинский И., Арнольд
Шёнберг, Л., [1934]; T и л ь м а н И., О додекафонном методе композиции,
"Советская музыка", 1958, № 11; M. M. Яковлев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я