ШЕЛЛИНГ

ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих
Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг,- 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий


Ф. Шеллинг.


философ, представитель нем. классич.
идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом ин-те вместе с Гёльдерлином
и Гегелем. Проф. в Йене (1798-1803), где сблизился с кружком романтиков
(Авг. и Ф. Шлегелъ и др.; см. Poмантизм). С 1806 - в Мюнхене;
профессор Эрлангенского (1820-26), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (с
1841) ун-тов.


В философии Ш. выделяют неск. периодов:
натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический,
идеализм (1800-01), "философия тождества" (до 1804), философия свободы
(до 1813), "положительная философия", или "философия откровения" (до конца
жизни). Сильное влияние на Ш. оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения
которого посвящены первые философские соч. Ш. Исходя из учения Фихте о
природе, к-рая рассматривалась как средство для реализации нравств. цели,
Ш. ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития
природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как
целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение
к-рой - порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного
стоит в центре внимания Ш. на всех этапах его развития. В отличие от Фихте,
природа перестаёт быть у Ш. только чистым средством, материалом, на к-ром
практич. разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью
-"интеллигенцией" в процессе становления. Диалектич. метод, применённый
Фихте при анализе деятельности "Я", распространяется у Ш. и на анализ природных
процессов; всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамич.
начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положит,
и отрицат. заряд электричества, положит, и отрицат. полюсы магнита и т.
д.). Толчком для этих размышлений Ш. были открытия Гальвани, Вольта, Лавуазье
в физике и химии, работы Галлера и Броуна в биологии. Натурфилософия Ш.
носила антимеханистич. характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе
живого организма, стал у Ш. общим принципом объяснения природы в целом;
неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма.
Натурфилософия Ш. оказала значительное влияние на MH. естествоиспытателей
(Х.Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков
(Л. Тик, Новалис и др.). Уже в этот период Ш оказывается ближе к
традициям неоплатонизма ("О мировой душе", 1798), чем к этич. идеализму
Фихте.


Ш. рассматривал натурфилософию как
органич. часть трансцендентального идеализма, показывающую, как развитие
природы увенчивается появлением сознат. "Я". Она должна дополняться др.
частью, исследующей уже развитие самого "Я". Этой теме посвящена "Система
трансцендентального идеализма" (1800, рус. пер. 1936). Деятельность "Я"
распадается, по Ш., на теоретич. и практич. сферы. Первая начинается с
ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец,
на высшем уровне - разума - достигает пункта, где теоретич. "Я" сознаёт
себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практич. "Я", волей.
Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из к-рых является
нравств. действие, имеющее целью самоё себя. Если в теоретич. сфере сознание
определяется бессознат. деятельностью "Я", то в практич. сфере, напротив,
бессознательное зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два
разнонаправленных процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается
отнесённым осуществление познавательного и нравств. идеала. Отталкиваясь
от кантовской ч Критики способности суждения" и эстетич. учения Ф. Шиллера,
Т.
видит в иск-ве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического
и нравств.-практического; эстетич. начало предстаёт как "равновесие", полная
гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы
и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художеств, деятельности
и в произв. иск-ва достигается "бесконечность"- идеал, недостижимый ни
в теоретич. познании, ни в нравств. деянии. Художник, по Ш., это гений,
т. е. "интеллигенция", действующая как природа; в нём разрешается противоречие,
непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия иск-ва является
у Ш. "органоном" (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Ш.
развил далее в "Философии искусства" (опубл. 1907, рус. пер. 1966), выразив
миросозерцание йенских романтиков. Одним из центральных становится у Ш.
понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетич. интуиции. В философии
тождества Ш. рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание
"Я", как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания
абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистич.
учение Ш наиболее отчётливо развил в диалоге "Бруно, или О божественном
и естественном начале вещей" (1802). Будучи тождеством субъективного и
объективного, абсолют, по Ш., не есть ни дух, ни природа, а безразличие
обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), ничто, содержащее
в себе возможность всех вообще определений. Полная развёрнутость, осуществлённость
этих "потенций"- это, по Ш., вселенная; она есть тождество абс. организма
и абс. произведения иск-ва. Абсолют в такой же мере рождает вселенную,
в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в
безразличии противоположностей. В этой системе эстетич. пантеизма, восходящей
в конечном счёте к неоплатонизму, Ш. сближается с пантеизмом нем. мистики
(Экхарт).



В 1804 в соч. "Философия и религия"
Ш. ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в
силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие
идеального и реального, к-рое существует в точке безразличия, и в результате
возникает мир? В "Философских исследованиях о сущности человеческой свободы..."
(1809, рус. пер. 1908)


Ш. утверждает, что происхождение мира
из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный первичный
факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Я. Бёме
и
Ф. Баадером Ш. различает в боге самого бога и его неопределимую
основу, к-рую он называет "бездной", или "безосновностью" (Ungrund) и к-рая
есть нечто неразумное и тёмное - бессознательная воля. В силу наличия этой
тёмной стихии происходит раздвоение абсолюта, акт самоутверждения свободной
воли, отделения от универсального, божеств, начала - иррациональное грехопадение,
к-рое невозможно понять из законов разума и природы. Акт грехопадения -
это надвременный акт; бессознательная воля действует до всякого самосознания
и на метафизич. уровне человек оказывается виновным уже в момент своего
рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом,
а тем самым и воссоединение самого абсолюта - такова, по Ш., цель истории.


Поскольку воля как изначальное иррациональное
хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии,
понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа.
Называя эту рационалистич. философию (в т. ч. и свою философию тождества,
и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Ш. считает необходимым дополнить
её "позитивной философией", рассматривающей первичный факт - иррациональную
волю. Последняя постигается эмпирически, в "опыте", отождествляемом Ш.
с мифологией и религией, в к-рых сознанию было дано в истории откровение
бога. В этой "философии откровения" Ш по существу оставляет почву собственно
философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Ш. о положит, философии,
или философии откровения, к-рые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха
у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф.
Энгельс.


Философия Ш. оказала большое влияние
на европ. мысль 19-20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались
разные аспекты учения Ш. Значительным оказалось воздействие Ш. на рус.
философию - через натурфилософов Д. M. Велланского, M. Г. Павлова,
M.
А. Максимовича и др., моек, кружок "любомудров"
(В. Ф. Одоевский,
Д.
В. Веневитинов, А. И. Галич), славянофилов, П. Я.
Чаадаева
(лично
знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррационалистич. идеи
Ш. получили развитие в философии
экзистенциализма.
Основоположники
марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его
учение о развитии, т. е. те моменты, к-рые оказали наибольшее влияние на
формирование философии Гегеля.


Соч.: SamtlicheWerke, Abt. I (Bd 1-10)-
2 (Bd 1-4), Stuttg.- Augsburg, 1856-61; в рус. пер.- Философские письма
о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ,
1914; Об отношении изобразительных искусств к природе, в кн.: Литературная
теория немецкого романтизма, Л., 1934.


Лит.: Фишер К., История новой
философии, т. 7, СПБ, 1905; Асмус В., Очерки истории диалектики в новой
философии, 2 изд., M.- Л., 1930, с. 121-38; История философии, т. 3, M.,
1943, с. 172-210; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в русской философии начала
19 в., "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 6; Лазарев В. В., Шеллинг,
M., 1976; H а г tm а n n E. v., Schellings philosophisches System, Lpz.,
1897; Brehier E., Schelling, P., 1912; Knittermeyer H., Schelling und die
romantische Schule, Miinch., 1929; Jaspers K., Schelling. GroBe und Verhangnis,
Munch., 1955; Schulz W., Die Vollendu.ng des deutschen Idealismus in der
Spatphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v.
A. M. Koktanek, Munch.- W., 1965; J a h n i g D., Schelling, Bd 1 - 2,
Pfullingen, 1966-69; S C h n e eb e г g e r G., F. W. J. Schelling. Eine
Bibliographie, Bern, 1954. П. П. Гайденко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я