ШЕЛЛИ

ШЕЛЛИ (Shelley) Перси Биш (4.
8. 1792, Филд-Плейс, Суссекс,-8. 7.1822, залив Специя, похоронен в Риме),
английский поэт. Сын баронета. Учился в аристократической школе в Итоне
(1804-10), затем в Оксфордском ун-те, откуда исключён за публикацию трактата
"Необходимость атеизма" (1811; совм. с T. Дж. Хоггом). Женитьба на дочери
трактирщика (1811) довершила разрыв Ш.с отцом.Социально - политические
взгляды Ш. сложились под воздействием идей Великой франц. революции, соч.
франц. просветителей 18 в., T. Пейна и особенно У. Годвина, с
к-рым Ш. познакомился в 1813. В 1812 в Ирландии участвовал в пропаганде
политич. освобождения страны от Великобритании ("Обращение к ирландскому
народу", "Декларация прав"). Бунтарские настроения присущи и первым лит.
произв. Ш.- анонимно изд. "готическим романам" "Застроцци" (1810) и "Сент-Эрвин"
(1811), сб-ку стихов "Подлинные стихотворения Виктора и Казиры" (1810,
совм. с сестрой Элизабет), ранним политич. стихотворениям. В 1814 знакомится
с дочерью Годвина Мэри, с к-рой связывает свою дальнейшую судьбу (см. Шелли
M.).
Спасаясь от травли и клеветы, с 1818 постоянно жил в Италии. Погиб в море
во время шторма.


В первом значительном поэтич. произв.,
филос. поэме "Королева Маб" (1813), в форме ср.-век. "видений" изложено
революц.-демократич. кредо Ш., во многом заимствованное из "Исследования
о политической справедливости" Годвина. В 1818-22 создано большинство крупных
произв. поэта: стихотворная повесть "Розалинда и Елена" (1818, опубл. 1819),
с её уничтожающей критикой идиллич. патриарх, семьи; поэма "Юлиан и Маддало"
(1818, опубл. в 1824), рождённая в спорах с Дж. Г. Байроном о силе человеческого
духа; романтическая трагедия "Ченчи" (1819) из времён итал. средневековья,
оправдывающая насилие в борьбе с тиранией; поэма "Маскарад анархии" (1819)
- отклик на расстрел рабочего митинга в Манчестере; драматическая сатира
"Царь Эдип, или Тиран-толстоног" (1820); лирическая драма "Эллада" (1821),
посвящённая нац.-освободит. восстанию в Греции; поэма в память Дж. Китса
"Адонаис"
(1821); поэма "Торжество жизни" (1822) и др. Осн. тема филос.-аллегорич.
поэмы "Восстание Ислама" (1818; первоначально изд. под назв. "Лаон и Цитна",
1817) и революц.-лирич. драмы "Освобождённый Прометей" (1820) - борьба
деспотизма и свободы. Как и в "Королеве Маб", здесь провозглашается неизбежность
победы добра и справедливости, когда расцвет творч. сил природы и освобождённого
человека явит миру царство вечной красоты и гармонии. Дух мифологич. античности
пронизывает такие филос. стихи Ш., как "Гимн Аполлону", "Гимн Пану", "Песнь
Прозерпины". Картины природы у Ш. сочетают тонкость наблюдений с пантеистич.
её ощущением.


П. Б. Шелли.


Ш-атеист верит в некоего Духа Природы;
всё сущее для него живо ("Аретуза", 1820; "Философия любви", 1819, и др.).
Политич. освобождение человечества мыслится и как преодоление зла в природе
("Ода Западному Ветру"). Душа поэта слита с вечно обновляющейся природой,
романтически преображает бытие ("Облако", "Строки, написанные среди Энганейских
холмов"). Человечна и светла любовная лирика Ш. ("Свадебная песня", "К
Джейн"), хотя нередко в ней звучит скорбная, трагич. нота ("Жалоба", "К
ночи", "Мимоза"). Стихийно близкий идеям социализма, "гениальный пророк",
по определению Ф. Энгельса, Ш. оставил немало боевых, агитац. стихов (напр.,
"Людям Англии", 1819). Обществ, назначение лит-ры, миссия революц. поэта-
центральная проблема эстетич. трактата Ш. "Защита поэзии" (1822, опубл.
1840). Яркое воображение, музыкальность стиха, богатство ритмики сообщают
неповторимое своеобразие поэзии Ш. Огромно её влияние на поэзию стран англ,
языка и мировую. Его произв. переведены на MH. языки, в т. ч. на русский.


П. Б. Ш е л-л и. "Королева Маб" (Лондон,
1829). Титульный лист.


Соч.: The complete works, v. 1-10,
N. Y., 1965; The letters, v. 1-2, Oxf., 1964; Note books, v. 1-3, N. Y.,
1968; в рус. пер.- Полное собр. соч., пер. К. Д, Бальмонта, т. 1 - 3, СПБ,
1903 - 07; Избр. стихотворения, M., 1937; Лирика, M., 1957; Избранное,
M., 1962; Письма. Статьи. Фрагменты, M., 1972.


Лит.: История английской литературы,
т. 2, в. 1, M., 1953; Неупокоева И., Революционный романтизм Шелли, M.,
1959; M о р у а А., Ариэль. Роман из жизни Шелли и Байрона, Л.- M., 1925;
H и к о л ьч екая Л. И., Шелли в России, Смоленск, 1972; Trelawny E. J.,
Recollection of the last days of Shelley and Byron, L., 1931; Peck W. E.,
Shelley, v. 1 - 2, Boston - N. Y., 1927; Spender S., Shelley, L., 1952;
King HeIe D., Shelley: his thought and work, L.- N. Y., 1962; McNiece G.,
Shelley and the revolutionary idea, Camb. (Mass.) 1969; Chernaik J., The
lyrics of Shelley Cleveland - L., 1972. А. Б. Горянин




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я