ШЕВЧЕНКО

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич [25.2
(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского р-на Черкасской обл.,-26.2
(10.3). 1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революц.
демократ. Род. в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом,
батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта.
Грамоте учился у сел. дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с
его переездом в Петербург (нач. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных
живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из
крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произв. Ш.- баллада "Порченая",
стих. "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского"
и поэма "Катерина"- датируются 1837- 1838.


В 1840 вышел сборник поэтич. произв.
Ш. "Кобзарь", где были впервые опубл. стих. "Думы мои", "Перебендя", "Думка"
("Нащо мет чорт брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь",
поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Ш , итоги к-рого
были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В
балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой нар. легенд
и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь.
Однако уже в ранних произв. Ш. заметна мощная струя реализма: его героини
полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные
жизненные обстоятельства. "Катерина", напр.,- вполне реалистич. поэма о
горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крест, девушки, обманутой
офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви
и женской доли приобретает в творчестве Ш. всё большую историч. определённость.
Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное
человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848, "Княжна",
1847).


Т. Г. Шевченко.


То же движение к реализму и в историч.
теме. От ранних произв. "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839),
проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме
нац.-освободит, борьбы. В самой крупной из его историч. поэм "Гайдамаки"
(1841) изображены события великого нар. восстания 1768, известного под
назв. "Колиивщина", против шляхетского польск. гнёта. Эта
поэтич. эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности:
воспоминаниями о славе предков Ш стремился воззвать угнетённый укр. народ
к революц. борьбе за своё освобождение.


В мае 1843 Щ. поехал на Украину; вернулся
в Петербург в февр. 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь
поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской
и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографич. комиссии),
в особенности от тяжёлого положения закрепощённого крестьянства, заметно
усилили революц. устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнич.
стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать.
В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал
наиболее левые позиции; в апр. 1847 по доносу провокатора был арестован
и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850
- в Ново-


Литография Н. Лопуховой из серии "Судьба
женщин в произведениях Т. Г. Шевченко". 1964.


петровское укрепление на п-ове Мангышлак,
ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи
на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая
приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким
видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от
себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать" (цит. по
кн.: Тарас Шевченко. 1963, с. 50).


Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ"
(1845), за к-рые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии
укр. политич. лирики и сатиры. В них Ш поднялся на новую ступень историч.
и политич. сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы
к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон,
угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в
развитии его революц.-демократич. взглядов. С этими и последующими его
произв. 40-50-х гг. укр. поэзия полноправно вошла в круг развитых европ.
лит-р и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию слав, народов. Выдающуюся
роль в этом сыграли стих. "Завещание" ("Як умру, то поховайте...", 1845),
содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее
народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная
против церк. мракобесия и политич. реакции, проникнутая идеей дружбы народов.


В ссылке Ш. пробыл с июня 1847 по авг.
1857 и был освобождён после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Ш.
и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы
"невольничьей музы" (так называл поэт свои произв., созданные в ссылке
и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революц.
настроений: в цикле стих. "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинит, приговор
коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле "В каземате" (1847)
поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощённому
народу, а в др. стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам
(напр., к казахам в стих. "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).


В годы ссылки были написаны реалистич.
повести на рус. яз.: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-55), "Несчастный",
"Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны
повести "Наймичка" (1844) в "Варнак" (1845); после ссылки -"Прогулка с
удовольствием и не без морали" (1856-58); все они проникнуты антикрепостнич.
настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..."
- личность крепостного интеллигента, в судьбе к-рого много автобиографич.
черт. Во взглядах героя на иск-во звучит голос автора - убеждённого сторонника
реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в рус. лит-ре.


Возвращение Ш. из ссылки было долгим
и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд
в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге,
куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника"
и близко сошёлся с H. Г. Чернышевским, H. А. Добролюбовым, H. А. Некрасовым,
M. Л. Михайловым, бр. Kyрочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более
резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий
надзор. Летом 1859, когда Ш поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка,
а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.


В 1860 появилось новое (наиболее полное
из трёх прижизненных) изд. "Кобзаря" (однако поэмы "Сон", "Кавказ", "Еретик",
стих. "Завещание" и подобные им произв. не могли войти в него). Добролюбов
откликнулся на "Кобзарь" рецензией в "Современнике", назвав Ш. "...поэтом
совершенно народным..." (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142). Ряд стих., не
вошедших по цензурным условиям в "Кобзарь", друзья поэта опубликовали в
1859 в Лейпциге (сб. "Новые стихотворения Пушкина и Шевченки").


Произв. 1857-61 - вершина поэзии Щ.
теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (обществ.-политич., филос.),
настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений
о поэзии (триптих "Доля", "Муза", "Слава", 1858, и др.), по ритмике и высокой
культуре выразит, средств и мастерству художеств, образности. К самым большим
достижениям этого периода относятся поэмы "Неофиты", "Юродивый" (обе-1857),
"Мария" (1859) и лирика 50-х - нач. 60-х гг. В "Неофитах" Ш. прославлял
революционеров, декабристов (в аллегорич. образах первых христиан); в образе
Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях - помещики и вельможи.
Подражания псалмам и библейским мотивам ("Подражание 11 псалму", "Осии,
глава XIV", поэма "Мария") тоже использованы Ш. для выражения революц.-демократич.
идей. В шедеврах его лирики "О, люди, бедные, слепые...", "И Архимед и
Галилей", "Нигде ни в чём отрады нету", "Хотя лежачего не бьют" (все -1860)
революц. призывы сопровождаются уверенностью, что "будет кара! царям, царятам
на земле". В этих и др. стихах (особенно "Свете тихий! Свете ясный! ...")
III. прозревал будущее в свете социалистич. идеалов.


Поэтика Ш близкая к нар. традиции,
эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности.
Ритмико-интонац. структура поэзии Ш. опирается на укр. нар. стих, но ей
свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики
силлабич. (12-11- и 14- сложного) и силлаботонич. стихосложений (напр.,
28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Ш.
внёс в укр. поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные
и интеллектуальные горизонты, включив в неё историч. и совр. мотивы из
жизни MH. европ. народов, идеи и образы европ. лит-р.


MH. произв. Ш. положены на музыку H.
В. Лысенко (см. его сб. "Музыка к „Кобзарю" Шевченко") и др. укр. (К. Г.
Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и рус. (M. П. Мусоргский,
П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стих. "Думы мои, думы
мои", "Завещание", начало баллады "Порченая" ("Реве та стогне Днiпр широкий")
стали нар. песнями; "Завещание" вошло в круг революц. песен.


Смерть Ш. была воспринята как большая
потеря для лит-ры и освободит, движения. На его похоронах присутствовали
многие литературные и общественные деятели, среди них M. E. Салтыков-Щедрин,
И. С. Тургенев, Ф. M. Достоевский, H. С. Лесков и др. H. А. Некрасов написал
стих. "На смерть Шевченко". А. И. Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный
некролог.


Ш. известен также как художник. В 1838-45
он учился в петербургской AX у К. П. Брюллова. Реалистич. направленность
его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский
музей T. Г. Шевченко, илл. см. т. 26, табл. XLVIII, стр. 576-577; серия
офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличит, силы
в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном
сыне", "Наказание шпицрутенами" - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении
из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения
иск-ва в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди).
Создал ряд глубоких, психологич. портретов ("Автопортрет", 1840- 1841,
Киевский музей T. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.


Ш.- основоположник новой укр. лит-ры,
зачинатель критич. реализма и революц.-демократич. направления в укр. лит-ре
и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции укр. лит-ры. Произв.
Ш. переведены на MH. языки мира. В сов. время шевченковедение выделилось
в спец. отрасль лит. науки. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе (где похоронен
Ш.), с. Шевченко, с. Moринцы, Ленинграде, Орске и др. городах и сёлах.
Его имя носят Ин-т лит-ры АН УССР и Киевский ун-т; в республике учреждена
пр. им. Ш. В мае 1861 гроб с прахом Ш.был перевезён на Украину и, в соответствии
с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.


С о ч.: в рус. пер.- Собр. соч., т.
1-5, M., 1964-65.


Лит.: Франко И., Статьи о Шевченко,
Соч., т. 9, M., 1959; Рыльский M., Поэзия Тараса Шевченко, К., 1961: Б
е л ьч и к о в H., Тарас Шевченко, M., 1961; П рийма Ф., Шевченко и русская
литература XIX в., M., 1961; Б е л е ц к и и А. И., Д е и ч А. И., Тарас
Шевченко, 2 изд., M., 1964; Пархоменко M., T. Г. Шевченко - великий украинский
поэт, M., 1964; Шаблиовский E., T. Г. Шевченко и русские революционные
демократы, 2 изд., К., 1975; 1975; Бурачек M, Великий народный художник,
Кшв, 1939; Вандровская E. В., T. Г. Шевченко-художник, А.А., 1963; M.
H. Пархоменко.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я