ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт
[14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,-4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский
мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и
органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил
в ун-тах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 доктор философии (диссертация
ч Философия религии Канта", 1899), с 1900 доктор теологии, с 1913 доктор
медицины.


В нач. 20 в. завоевал известность как
концертирующий органист. Осн. значение Ш. как музыковеда связано с его
работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на совр. стиль исполнения музыки Баха,
способствовал возрождению интереса к его творчеству.


В 1913 вместе с женой - мед. сестрой
Элен Бреслау на собств. средства основал больницу в Ламбарене,
к-рая
стала для Ш. гл. делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 Ш. присуждена
Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 - Нобелевская пр. мира, на средства от к-рой
Ш. построил лепрозорий в Ламбарене.


Исходный принцип мировоззрения Ш. -
факт жизни (противопоставляемый у Ш. факту мысли как производному). Возражая
декартовскому чя мыслю, следовательно, существую", Ш. предлагает формулу:
чя - жизнь, которая хочет жить среди жизни". Отсюда Ш. выводил осн. этич.
принцип "благоговения перед жизнью", требующий сохранения и совершенствования
жизни. Поэтому нравственность, по Ш.,-не только закон, но и коренное условие
существования и развития жизни, ч Благоговение перед жизнью" должно, по
мысли Ш., стать основой этич. обновления человечества, выработки норм универсальной
космич. этики.


Отстаивая идею свободного и нравств.
индивида, Ш. выступал против господства "всеобщего" над чконкретно-личным".
В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю
как выражение свободного и нравств. существа человека - знанию (пониманию)
как такому отношению к жизни, в основе к-рого лежит стремление к подчинению
внеш. необходимости. По мысли Ш., "понимающее" отношение к миру приводит
к скептицизму, выражающему "духовное банкротство цивилизации". Ш. противопоставлял
культуру цивилизации, критиковал "технич. эру" и "внешний прогресс". Согласно
Ш., этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить
прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития
культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом.
Ш. ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически
применимого оптимистич. мировоэерения, способного утвердить человеч. личность
в неблагоприятных условиях и восстановить её творч. активность. С этой
гуманистич. позиции Ш. критиковал нравств. состояние совр. бурж. общества,
переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 Ш. сооружены памятники в
Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге.


Соч.: Die psychiatrische Beurteilung
Jesu, Tubingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1 - 2, Munch., 1923; Das Christentum
und die Weltreligionen, Munch., 1924; Le probleme de 1'ethique dans !'evolution
de Ia pensee humaine, P., 1952; Friede oder Atomkrieg, Bern, 1958; Die
Lehre der Ehrfurcht vor dem Leben, 2 Aufl., B., 1963; в рус. пер.-И.С.
Бах, M., 1964; Культура и этика, M., 1973; Письма из Ламбарене, Л., 1978.


Лит.: Д р у с к и н M., А. Швейцер
и вопросы баховедения, "Советская музыка", 1960, № 3; Л е в а д а Ю. А.,
А. Швейцер - мыслитель и человек, "Вопросы философии", 1965, № 12; Г е
т т и н г Г., Встречи с Альбертом Швейцером, пер. с нем., M., 1967; Альберт
Швейцер - великий гуманист XX в., M., 1970; Петрицкий В. А., Этическое
учение А. Швейцера, Л., 1971; H о с и к Б. M., Швейцер, M., 1971; Langfeldt
G., A. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; B a
h r H. W. [HrsgJ. A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg, Tu


bingen, 1962; M ii 1 1 e r R., 50 Jahre
Albert Schweitzer - Spital in Lambarene, "Miinchener medizinische Wochenschrift",
1963, Bd 105, № 51, s. 2521 - 2530; Clark H., The philosophy of A. Schweitzer,
L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].

В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я