ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЁХЗВЕННИК

ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЁХЗВЕННИК плоский
механизм, составленный из четырёх звеньев, образующих вращательные кинематические
пары
(шарниры). Ш. ч. (рис.) состоит из неподвижного звена 0 (стойки),
двух вращающихся звеньев 1 и 3 и соединит, звена 2, к-рое
наз. также шатуном. Вращающееся звено наз. кривошипом, если оно
может совершать полный оборот относительно оси вращения, и коромыслом,
если оно может совершать только часть оборота. По виду вращающихся звеньев
Ш. ч. подразделяются на кривошипно-коромысловые, двухкривошипные и двухкоромысловые.
Кривошипно-коромысловьш Ш. ч. применяется для преобразования непрерывного
вращения кривошипа в возвратно-вращат. движение коромысла. В технологич.
машинах кривошип получает движение от гл. вала, а с коромыслом связан рабочий
орган, выполняющий заданную технологич. операцию. Двухкривошипный Ш. ч.
служит для преобразования равномерного вращения в неравномерное вращение
одного направления и применяется в тех машинах, где рабочий орган должен
при движении в одном направлении иметь на нек-ром участке скорость, значительно
превышающую ср. скорость. Двухкоромысловый Ш. ч. применяется преимущественно
в приборах и служит для механич. воспроизведения заданной функции (напр.,
у
= l
g x). Ш. ч. используется также для воспроизведения движения
точки по заданной кривой, в частности по отрезку прямой линии (напр., Чебышева
параллелограмм).

H. И. Левитский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я