ШАНИДЗЕ

ШАНИДЗЕ Акакий Гаврилович [р.
14(26).2.1887, с. Нога, ныне Груз. CCP], советский филолог, чл.-корр. АН
СССР (1939), акад. АН Груз. CCP (1941). Окончил Петерб. ун-т (1913). Один
из основателей Тбилисского ун-та, проф. там же. Осн. труды посвящены исследованию
структуры и истории картвельских языков, груз, диалектологии, письменности
кавк. албанцев, истории груз, лит-ры. Исследовал и опубликовал ряд памятников
древнегруз. языка. Издание Ш. хевсурской поэзии послужило новой вехой в
груз, фольклористике. Опубл. сванские поэтич. тексты, серию оригинальных
и переводных памятников др.-груз. лит-ры. Реконструировал первонач. текст
поэмы Ш. Руставели "Витязь в барсовой шкуре". Награждён 3 орденами Ленина
и 2 др. орденами.



ШAHKAPA (предположительно 788-
820), индийский религ. философ и поэт, реформатор индуизма, создатель
последовательно монистической системы - адвайта-веданты (недуалистич. веданты).
Род.
в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал
аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал неск. религ. общин.
Осн. труды - комментарии к "Брахма-Сутре" ("Веданта-Сутра") Бадараяны,
к Упаншиадам, "Бхагавадгите". По Ш., единая и всепроникающая реальность
- Брахман, высшее объективное начало, тождественное "я" (душе, Атману,
субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей,
особой
силой божества; майя выступает как иллюзия, к-рая то скрывает истину, то
искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого
Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение.
Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает
эмпирич. миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т. к. за любой
видимостью кроется её субстрат - чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последоват.
различие эмпирич. и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины,
и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех
тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т. п.), к-рые
суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве,
лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением
бесконечности и абсолютности "я", осознанием его сверхэмпиричности и единосущности
Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев
внутри веданты, знаменитейший из них - "Панчападика" Падмапады, ученика
Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиц. индуистского
мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают
победу учений, исходящих из Вед,
над буддизмом, вскоре после Ш.
вытесненным из Индии.


Соч.: Vedanta explained. Sankara's
commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. H. Date, 2 ed., v. 1 - 3, New
Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkataramanan,
Madras, 1947; в рус. пер. - Атмабодха, в кн.: Идеологические течения современной
Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), M., 1965.


Лит.: Радхакришнан С., Индий"
екая философия, пер. с англ., т. 2, M., 1957; Glasenapp H. von, Der Stufenweg
zum Gottlichen. Shankaras Philosophic der AllEinheit, Baden-Baden, 1948;
Hacker P., Die Schiller Sankaras, Wiesbaden, 1951; S e n H. K., Acharya
Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara's Advaita, Dharwar,
1966. B. H. Топоров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я