ШАЛЯПИН

ШАЛЯПИН Фёдор Иванович [1(13).
2. 1873, Казань, - 12. 4. 1938, Париж], русский певец (бас), нар. арт.
Республики (1918). Род. в семье мелкого канцелярского служащего. Работал
учеником сапожника, токаря, переписчиком. Одновременно пел в архиерейском
хоре. С юношеских лет увлекался театром (участвовал в качестве статиста
в драматич. и оперных спектаклях). С 1890 хорист в оперной труппе в Уфе
(исполнял также небольшие сольные партии, в т. ч. Стольника в опере "Галька"
Монюшко). С 1891 с укр. опереточной труппой разъезжал по городам России.
В 1892-93 занимался у оперного певца Д. А. Усатова в Тбилиси, где начал
проф. сценич. деятельность. В сезон 1893-94 исполнил партии Мефистофеля
("Фауст" Гуно), Мельника ("Русалка" Даргомыжского) и мн. др. В 1895 был
принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий, однако дирекция
имп. театров не обратила внимания на его талант. В 1896 по приглашению
С. И. Мамонтова поступил в Моск. частную рус. оперу, где раскрылось его
дарование. Особое значение для Ш. имели занятия и последующая творческая
дружба с С. В. Рахманиновым. За годы работы в театре Ш. исполнил почти
все осн. партии своего репертуара: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Мельник
("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей ("Борис Годунов"
и "Хованщина" Мусоргского), Иван Грозный и Сальери ("Псковитянка" и "Моцарт
и Сальери" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме"
Делиба) и др. Большой успех имел Ш. во время гастролей Московской частной
рус. оперы в Петербурге в 1898. С этого времени пропагандистом его творчества
стал В. В. Стасов, посвятивший артисту ряд статей. С 1899 пел в Большом
и одновременно в Мариинском театрах,а также в провинц. городах. В 1901
с триумфом выступал в Италии (в театре "Ла Скала"), после чего начались
его постоянные гастроли за рубежом, принёсшие певцу мировую славу.


Ф. И. Шаляпин.


Особое значение имело участие Ш. в
Русских сезонах (1907-09, 1913, Париж) как пропагандиста рус. иск-ва и
прежде всего творчества M. П. Мусоргского и H. А. Римского-Корсакова. В
1899-1914 Ш исполнил неск. новых партий, в т. ч. Фарлафа ("Руслан и Людмила"
Глинки), Пимена ("Борис Годунов" Мусоргского), Ерёмки ("Вражья сила" Серова),
Демона ("Демон" Рубинштейна), Алеко ("Алеко" Рахманинова), Мефистофеля
("Мефистофель" Бойто), Дон Кихота ("Дон Кихот" Маесне), Филиппа II ("Дон
Карлос" Верди) и др., а также непрестанно совершенствовал ранее созданные
вокально-сценич. образы, достигнув вершин мастерства.



Ф. И. Шаляпин в роли Бориса ("Борис
Годунов" М. П. Мусоргского).



Большое влияние на формирование идейно-художеств.
принципов Ш. имела его дружба с M. Горьким, начавшаяся в 1901. В значит,
степени под её благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными
обществ, кругами, пел для рабочих, исполнял революц. песни.


После победы . революции 1917 Ш участвовал
в строительстве новой театр.-муз. культуры. В 1918 был художеств, руководителем
Мариинского театра, в 1919 избран в его директорию. В сезон 1918-19 участвовал
во мн. спектаклях, а также концертах для рабочей и красноармейской аудитории.
Однако противоречивость натуры, неустойчивость политич. убеждений способствовали
превращению Ш. в артиста-гастролёра, заботящегося о личном обогащении.
В 1922 уехав за границу на гастроли, Ш. не вернулся в Сов. Союз (жил в
Париже). Оторвавшись от Родины, испытывая постоянную тоску, Ш. не создал
новых сценич. образов. В своём творчестве он сохранил верность лучшим традициям
отечеств. иск-ва, до конца жизни оставаясь рус. артистом.


Один из величайших представителей рус.
вокальной школы, глубоко нац. художник, Ш. поднял на небывалую высоту рус.
реалистич. муз.-драматическое искусство. Он сочетал в себедар певца и драматич.
актёра. Созданные им образы отличались единством вокального и сценич. рисунка.
Артист обладал редким даром перевоплощения, создал отличающиеся жизненной
правдой и силой сценич. воплощения образы. Исключит, по мягкости и красоте
тембра голос певца (высокий бас), сочетавший задушевность звучания с глубиной
и мощью, позволял передавать разнообразную гамму эмоций - от упоительной
проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Ш.
исполнял и баритоновые партии - Евгений Онегин ("Евгений Онегин" Чайковского),
Демон. Мастерское владение фразировкой, нюансировкой, дикцией помогали
насыщать каждую муз. фразу образным смыслом, обогащать её глубоким психологич.
подтекстом. Удивительная свобода исполнения сочеталась с непреклонным стальным
ритмом. В опере Ш. привлекало прежде всего раскрытие многогранного характера,
всей сложности и противоречивости внутр. мира героя. Величайшим созданием
III. были образы Бориса Годунова и Мефистофеля. В исполнении артиста вдохновение
совмещалось с огромной предварительной работой над партией. Он обновлял,
неоднократно изменял трактовку образа, добивался историч. и бытовой правды,
выразительности мизансцен, грима (эскизы к-рого он делал сам), костюма,
безукоризненной сценич. пластики.


Ш. - крупнейший камерный певец. Глубокий
интерпретатор романсов M. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского,
Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, P. Шумана, Ф.
Шуберта, он был также проникновенным исполнителем рус. нар. песен. Ему
аккомпанировали первоклассные пианисты, особенно славился дуэт Ш. с Рахманиновым.
Ш. выступал также как оперный режиссёр (пост, оперы "Дон Кихот" Массне,
"Хованщина" Мусоргского). Снимался в кино ("Иван Грозный", "Дон Кихот").
Многогранная художеств, одарённость Ш. проявилась в его талантливых скульптурных,
живописных, графич. работах. Обладал также лит. даром.


Лит.: Стасов В. В., Статьи о
Шаляпине, M., 1952; Никулин Л., Ф. Шаляпин, M., 1954; Ф. И. Шаляпин. [Сб.,
ред.-сост. E. А. Грошева], т. 1 - 2, M., 1957 - 58.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я