ШАДР

ШАДР (наст. фам. - Иванов) Иван
Дмитриевич [30. 1 (11. 2). 1887, Шадринск, ныне Курганской обл. РСФСР,-
3.4.1941, Москва], советский скульптор. Учился в художеств.-пром. школе
в Екатеринбурге у T. Залъкална (1903-07), в рисовальной школе Об-ва
поощрения художеств в Петербурге (1907-08), в Париже (1910-И), где пользовался
советами Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911-12). Чл.
Об-ва рус. скульпторов (OPC; с 1926).


Ранние произв. Ш. (проект памятника
"Мировому страданию", 1915, не осу-


И. Д. Шадр. Портрет работы М. В. Нестерова.
1934. Третьяковская галерея. Москва.


ществлён) отмечены влиянием стиля "модерн".
Участвовал
в осуществлении ленинского плана
монументальной пропаганды.
Под
влиянием революц. действительности тяготение Ш. к романтич. обобщённости
образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований
смысл. Свойственная Ш. пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии
индивидуальных характеристик ["Красноармеец", "Рабочий", "Сеятель" (илл.
см. т. 22, табл. XXX, стр. 304-305), "Крестьянин" (серия для воспроизведения
на марках, ден. знаках и облигациях; все - гипс, 1922, Музей Революции
СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951, Третьяковская гал.)]. В скульптуре
"Булыжник - оружие пролетариата" (илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49)
динамически переданное движение молодого рабочего, выламывающего булыжник
из мостовой, вырастает в символ революц. порыва нар. масс.


С 1924 Ш. много работал над образом
В. И. Ленина. Одним из лучших сов. монументов стал созданный им памятник
Ленину на плотине Земо-Авчальской ГЭС (Груз. CCP; илл. см. т. 19, табл.
VII, стр. 32-33); образ вождя раскрывается в своём историческом величии
и жизненной правдивости. Монумент органически сочетается с окружающей его
горной природой, архитектурой гидростанции и её плотиной. Итогом поисков
III. в области монумент, скульптуры стала работа над образом M. Горького
[проект памятника Горькому в Москве, бронза, 1939, Третьяковская гал.;
осуществлён В. И. Мухиной совместно с H. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой
(илл. см. т. 7, табл. V, стр. 128-129)].


Тенденция к символич. обобщённости
образов характерна также для исполненных Ш. портретов: "Мать" (гипс, 1922,
собр. T. В. Шадр-Ивановой, Москва; бронза, Третьяковская гал.), "Максим
Горький. Буревестник" (бронза, 1939, там же) и надгробий (E. H. Немирович-Данченко,
мрамор, Лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище, Москва, и др.). Творчество
Ш., исполненное революц. романтики, сыграло важную роль в утверждении социалистич.
реализма в советской скульптуре.


Илл. см. на вклейке, табл. XIII (стр.
240-241).


Лит.: К о л п и н с к и и Ю.
Д., И. Д. Шадр. 1887 - 1941, M., 1954; И. Д. Шадр [1887 - 1941]. Юбилейная
выставка к 75-летию со дня рождения. Каталог, M., 1962; В о р о н о в а
О. П., Шадр, M., 1969.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я