ЧИНОВНИЧЕСТВО

ЧИНОВНИЧЕСТВО в России, совокупность
лиц, имевших чины и состоявших на гражд. службе. Зародилось с возникновением
в Рус. гос-ве 16 в. системы приказов. Сложившаяся в них иерархия
чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась
и на местные гос. органы. Приказные судьи, наместники
(до сер. 16
в.) и воеводы, а также дьяки назначались царём и
боярской думой.
За
свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал
Разрядный
приказ.
С ростом гос. аппарата число дьяков и подьячих увеличивалось
(в нач. 17 в. дьяков было 55, в 1676 - 103 в приказах и 35 в уездах). В
80-х гг. 17 в. в 37 приказах служило ок. 2 тыс. подьячих.


С установлением в России пач. 18 в.
абсолютизма
приказы
были заменены коллегиями. Законодательство Петра I закрепило обязательность
и пожизненность службы для дворян, к службе привлекались выходцы из духовенства,
купечества, мещанства и гос. крестьяне. В 1-й четв. 18 в. положение Ч.
было оформлено законодательно. Высшие чиновники - президенты коллегий и
губернаторы
-
назначались царём и Сенатом,
низшие чиновники после упразднения
в 1711 Разрядного приказа - Сенатом.
Генеральный регламент
1720
установил единообразие структуры и порядок деятельности коллегий и др.
правительственных учреждений. Табель о рангах
1722 ввела единую
систему чинов, узаконила замещение постов в армии и гос. аппарате по личным
заслугам, способностям и опыту. Всё Ч. разделилось на табельное (классное)
- 14 классов - и внетабельное (канцеляристы, копиисты, подканцеляристы).
С 1764 чиновники стали получать гос. ден. жалование, но вплоть до нач.
19 в. сохранялась и такая форма поощрения высшего Ч., как раздача монархами
населённых гос. земель. Манифест о вольности дворянства
1762 и Жалованная
грамота дворянству 1785
отменили обязат. гос. службу для дворян, однако
привилегированное положение Ч. привлекало их к гос. службе. К сер. 18 в.
число чиновников составляло ок. 5 тыс. чел., из них ок. 150 чел. - сенаторы,
президенты коллегий, начальники важнейших канцелярий и контор, губернаторы
- особы первых 4 классов Табели о рангах. Вторая группа Ч. - особы 5-8-го
классов - прокуроры, провинциальные воеводы, члены различных присутствий
(ок. 600 чел.). Основной исполнит, силой гос. учреждений были чиновники
9-14-го классов. 2/чиновники. Почти 80% двух последних групп составляли выходцы из непривилегированных
сословий.


В 1-й пол. 19 в. процесс бюрократизации
гос. аппарата резко ускорился. Учреждение в 1802-11 министерств
заложило
основы для создания бюрократич. ведомств со сложной внутр. организацией
и делопроизводством. Если в 1804 было ок. 13,2 тыс. табельных чиновников,
то в 1850 их было 71,8 тыс., в 1856 - 82,3 тыс. чел. Число внетабельных
служащих также возросло (в 1850 - 26,3 тыс. чел., в 1856 - 31,6 тыс. чел.).
Порядок определения на службу, прохождения её, награды и поощрения, наказания,
выход на пенсию определялись "Уставом о службе гражданской" (1832).


В 1-й пол. 19 в. Ч. делилось на 4 группы.
1-я (с 1-го по 5-й класс) объединяла представителей высшей бюрократии,
к-рые фактич. определяли курс правительств, политики. 2-я группа (чиновники
6-8-го классов) включала лиц, занимавших должности исполнит, характера.
Представители обеих групп имели большие привилегии и высокие ден. оклады.
3-я группа - чиновники 9-14-го классов, занимавшие канцелярские или низшие
исполнит, должности. 4-я группа - внетабельное Ч., использовавшееся исключительно
для технич. работы, отличалось от табельного Ч. в материальном и правовом
отношениях. В условиях быстрого роста численного состава Ч. эта группа
была ближайшим резервом пополнения табельного Ч. До нач. 19 в. не существовало
обраэоват. ценза на замещение чиновничьих должностей. В 1809 по инициативе
M. M. Сперанского был издан указ, требовавший от чиновников определённого
уровня образования. При производстве в 5-8-й класс чиновники должны были
представить диплом об окончании ун-та или сдать ряд экзаменов. Сроки производства
в чины были


Табель о рангах (с изменениями и дополнениями
18 - нач. 20 вв.)










































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Класс


Чины военные


Чины гражданские


Чины придворные


армейские


флотские


1-й


Генерал-фельдмаршал


Генерал-адмирал


Канцлер










Действительный
тайный советник 1-го класса




2-й


Генерал-аншеф
(1716- 96)


Адмирал


Действительный
тайный советник


Обер-камергер
Обер-гофмаршал




С 1796






Обер-шталмейстер




Генерал от
инфантерии






Обер-егермейстер
Обер-гофмейстер Обер-шенк




Генерал от
кавалерии






Обер-церемониймейстер




Генерал от
артиллерии






Обер-форшнейдер
( с



Инженер-генерал








3-й


Генерал-поручик
(с 30-х гг. до кон. 18 в.)


Вице-адмирал


Тайный советник


Гофмаршал
Шталмейстер Егермейстер




Генерал-лейтенант






Гофмейстер










Обер-церемониймейстер










Обер-форшнейдер
(с 1856)


4-й


Генерал-майор


Контр-адмирал


Тайный советник
(до 1724)










Действительный
статский советник




5-й


Бригадир
(1722 - 1799)


Капитан-командор
(1722-99)


Статский
советник


Церемониймейстер
(с 1884)


6-й


Полковник


Капитан 1
-го ранга


Коллежский
советник


Камер-фурьер
(до 1884)


7-й


Подполковник


Капитан 2-го
ранга


Надворный
советник






Войсковой
старшина (с 1884)








8-й


Премьер-майор
и секунд-майор (1731-97)


Капитан 3-го
ранга (18 в.)


Коллежский
асессор






До 1884










Майор










Войсковой
старшина










С 1884










Капитан Ротмистр
Есаул


Капитан-лейтенант
(до 1884 и в 1907 - 11)










Старший лейтенант
(с 1912)






9-й


До 1884 Капитан


Капитан-лейтенант
(18 в.)


Титулярный
советник






Ротмистр










Есаул










С 1884










Штабс-капитан










Штабс-ротмистр


Лейтенант
(с 1884)


Коллежский
секретарь






Подъесаул


Старший лейтенант
(1907 - 11)






10-й


Капитан-поручик
(1705-98)


Лейтенант
(до 1884)










Мичман (с
1885)








До 1884










Штабс-капитан










Штабс-ротмистр










Подъесаул










С 1884










Поручик










Сотник








11-й


До 1884










Поручик Сотник




Корабельный
секретарь (первоначально морской чин)




12-й


Секунд-поручик
и унтер-лейтенант (18 в.)


Мичман (до
1885)


Губернский
секретарь






Подпоручик










С 1884










Корнет










Хорунжий








13-й


Прапорщик
До 1884




Провинциальный
секретарь






Корнет




Сенатский
регистратор






Хорунжий




Синодский
регистратор










Кабинетский
регистратор




14-й


Фендрик (18
в.)


Мичман (18
в.)


Коллежский
регистратор







установлены: с 14-го по 9-й класс -
через 3 года службы в каждом классе, с 9-го по 8-й - через 4 года,
с 8-го по 7-й - 5 лет, с 7-го по 6-й - 6 лет, с 6-го по 5-й - 4 года, с
5-го по 4-й - 5 лет, с 4-го по 3-й- 10 лет. Производство в 1-й и 2-й классы
осуществлялось по личному усмотрению императора без сроков. За 1836-43
в чин 8-го класса, дававший потомственное дворянство, было произведено
ок. 7,2 тыс. чел., из них ок. 4,7 тыс. - выходцы не из дворян. С 1845 потомственное
дворянство стали давать чины 6-го класса в военной и 5-го (с 1856- 4-го)
в гражд. службе, личное дворянство -9-й класс. Верхи дореформенного Ч.
были в основном помещичье-дворянскими. По выражению В. И. Ленина, "...
дворянин-помещик командовал без „плутократии", ...без растущего третьего
элемента" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 81). Считая Ч. своей опорой,
самодержавие изгоняло из его среды скомпрометировавших себя по службе и
политически неблагонадёжных. "Пункт третий" Закона от 7 нояб. 1850 разрешал
начальству увольнять подчинённых чиновников без объяснения причин и права
обжалования. Сложившаяся в 1-й пол. 19 в. организация Ч. сохранялась и
в последующий период капиталистич. развития, когда гос. строй сделал первый
шаг в сторону бурж. монархии (см. там же, т. 20, с. 165), однако если высшие
слои Ч. оставались помещичье-дворянскими, то в ряды среднего и низшего
Ч. вливались бурж. элементы, располагавшие значит, богатствами (плутократия).
Созданные в ходе городской (1870) и земской (1864) реформ органы самоуправления
привлекали на службу вольнонаёмный персонал (врачей, учителей, техников,
агрономов и др.), получивший в бюрократич. сферах название "третий элемент".
С
кон. 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин.
В 1897 в бюрократич. аппарате работало 38 тыс. женщин (из них 28,9 тыс.
в уч. заведениях), т. е. ок. 9% от общего кол-ва чиновников (ок. 440тыс.).
В 1901 в России было ок. 0,5 млн. чиновников, в т. ч. 120-125 тыс. внетабельных.
Со вступлением России в кон. 19 - нач. 20 вв. в эпоху империализма монополии
установили тесные контакты с правительств, учреждениями. Представители
монополий вошли в состав отд. совещат. инстанций мин-в торговли и пром-сти,
путей сообщения, финансов, военного, морского, гл. управления землеустройства
и земледелия.


Формально к Ч. относились члены Петерб.
АН, Академии художеств, профессора ун-тов и др. высш. уч. заведений, учителя
гимназий и нек-рые др. деятели культуры и науки, имевшие классные чины
и числившиеся на гос. службе.


Революция 1905-07 вынудила самодержавие
предоставить представителям всех сословий (за исключением нек-рых нерусских
народов) право служить в гос. аппарате. Фактически в силу классовых преград
и образоват. ценза это право не распространялось на рабочих и крестьян.
Ещё в 1903 В. И. Ленин сравнивал Ч. с густым лесом, через к-рый "...простому
рабочему человеку никогда не продраться..." (там же, т. 7, с. 137). Изменение
социального состава Ч. к нач. 20 в. отразилось на политич. "благонадёжности"
нек-рой его части. Особое определение Сената от 30 апр. 1908 подтвердило
несовместимость гос. службы с революц. и оппозиц. деятельностью. Верхи
Ч. сохраняли и после Революции 1905-07 многие элементы и черты дворянско-помещичьей
бюрократии. В. И. Ленин писал в конце 1911, что "...бюрократия рекрутируется
...из старого, совсем старого, не только дореволюционного (до 1905 г.),
но и дореформенного (до 1861 г.) поместного и служилого дворянства" и что
такая бюрократия "...дает чисто крепостническое, исключительно крепостническое
направление и облик буржуазной деятельности" (там же, т. 21, с. 58).


В период 1-й мировой войны 1914-18
Ч. России пополнилось множеством воен. чиновников, канцелярские звенья
гос. аппарата стали шире привлекать к работе женщин. В воен.-хоз. органах
обществ, и гос. аппарата сильно вырос и окреп "третий элемент" (особенно
во Всероссийских земском и городском союзах, Земгоре, воен.-пром.
к-тах). В "Особых совещаниях" царские чиновники активно сотрудничали
с представителями буржуазии, осуществляя начальные этапы сращивания гос.
аппарата с империалистич. монополиями.


После Февр. революции 1917 Врем, пр-во
сохранило старый гос. аппарат и Ч. Вынужденное заменить нек-рых чиновников
в отд. сферах гос. аппарата (администрация, полиция, частично суд), оно
сохранило большинству отстранённых чиновников жалование, заштатные пособия,
значит, пенсии. Порядок службы Ч. по-прежнему регулировался Табелью о рангах
и "Уставом о службе гражданской ".


После Окт. революции 1917 чиновники
центр, гос. учреждений встали на путь саботажа Сов. власти, однако попытки
контрреволюц. Ч. распространить саботаж на всю страну успеха не имели.
MH. саботажники были уволены, главари - арестованы. В то же время Сов.
пр-во повысило жалование низшим служащим, привлекало их к работе в сов.
учреждениях. Ч. бурж.-помещичьей России было упразднено первыми декретами
Сов. власти - от 10(23) нояб. 1917 "Об уничтожении сословий и гражданских
чинов" и от 16(29) дек. 1917 "Об уравнении всех военнослужащих в правах".
Создание нового типа roc-ва и принципиально нового гос. аппарата означало
исчезновение Ч. как особой социальной группы, замену её институтом сов.
служащих.


Источн.: Уставы о службе гражданской,
в кн.: Свод законов Российской империи, т. 3, СПБ, 1876; Справочники по
истории дореволюционной России. Библиография, M., 1971.


Лит.: Ленин В. И., Задачи русских
социал-демократов, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2; е г о ж е. Внутреннее
обозрение, там же, т. 5, с. 327-35; е г о ж е, К деревенской бедноте, там
же, т. 7; е г о ж е, Старое и новое, там же, т. 21; E в р е и н о в В.
А., Гражданское чинопроизводство в России, СПБ, 1888; К ар н о в и ч E.
П., Русские чиновники в былое и настоящее время, СПБ, 1897; Троицкий С.
M., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии,
M., 1974; E р о ш к и н H. П., История государственных учреждений дореволюционной
России, 2 из д., M., 1968', Л е и к и н а-С в и р с к а я В. Р., Интеллигенция
в России во второй половине XIX в., M., 1971; M а м с и к T. С., Некоторые
вопросы формирования высшей бюрократии в России XVIII в., в кн.; Бахрушинские
чтения. 1971, в. 2, Новосиб., 1971; С о л о в ье в Ю. Б., Самодержавие
и дворянство в России в конце XIX в., Л., 1973; Зайончковс к и й П. А.,
Российское самодержавие в конце XIX ст., M., 1970; е г о ж е, Высшая бюрократия
накануне Крымской войны, "История СССР", 1974, № 4; е г о ж е, Губернская
администрация накануне Крымскойвойны, "Вопросы истории", 1975, №9; его
ж е, Правительственный аппарат самодержавной России вХIХв., M.,1978. Н.П.Ерошкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я