ЧЕТЫРЁХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ЧЕТЫРЁХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ двигатель
внутреннего сгорания,
цикл работы к-рого состоит из четырёх тактов
(ходов поршня), происходящих за два оборота коленчатого вала двигателя.
При его первом обороте осуществляется впуск и сжатие. Впуск рабочей смеси
(у карбюраторного двигателя, или двигателя с воспламенением от искры) или
воздуха (у дизеля) происходит при движении поршня от верхней мёртвой
точки (в.
м. т.) к нижней мёртвой точке (н. м. т.). Сжатие рабочей
смеси или воздуха осуществляется при движении поршня от н. м. т. к в. м.
т. При втором обороте коленчатого вала совершается рабочий ход (поршень
движется так же, как при впуске) и выпуск (поршень движется так же, как
при сжатии). Рабочий ход (сгорание - расширение) осуществляется под действием
давления на поршень продуктов сгорания топлива. Выпуск -последний такт;
во время него отработавшие продукты сгорания удаляются из цилиндра двигателя.
Все холостые ходы (впуск, сжатие, выпуск) совершаются за счёт кинетич.
энергии, запасённой коленчатым валом и связанными с ним деталями во время
рабочего хода, в процессе к-рого химическая энергия топлива превращается
в механическую энергию движущихся частей двигателя. Поскольку сгорание
происходит в доли сек, то оно сопровождается быстрым увеличением
нагрузки на крышку (головку) цилиндра, поршень и др. детали двигателя.


Процесс работы четырёхтактного карбюраторного
двигателя: а - впуск; б - сжатие; в - рабочий ход;
г
-
выпуск; p - давление в цилиндре; V - рабочий объём; S-ход иоршня.


Наличие такой нагрузки неизбежно приводит
к необходимости увеличить массу движущихся деталей (для повышения прочности),
что в свою очередь сопровождается ростом инерционных нагрузок на движущиеся
детали. Последнее является существенным недостатком поршневых двигателей.


На рис. показана зависимость давления
P
в
цилиндре Ч. д. от положения поршня (его хода) при различных тактах.


В одноцилиндровых Ч. д. один рабочий
ход приходится на три холостых хода, в то время как в двухтактных только
на один. Следствием этого является большая неравномерность хода у одноцилиндрового
Ч. д. по сравнению с двухтактным. Для уменьшения неравномерности хода Ч.
д. выполняют с большими маховиками или с неск. цилиндрами. Рабочий цикл
четырёхтактных роторно-поршневых двигателей аналогичен рабочему циклу Ч.
д., но в отличие от последнего совершается за один оборот ротора.


Лит. см. при ст. Двигатель
внутреннего сгорания· Ю. А. Зарянкин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я