ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА

ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА механическое
устройство для передачи вращения между скрещивающимися (обычно под прямым
углом) валами посредством червяка (винта) и сопряжённого с ним червячного
колеса. Червяк (см. рис. 2, в при ст. Детали машин) представляет
собой винт с трапецеидальной или близкой к ней резьбой, а червячное
колесо является зубчатым колесом, зубья к-рого имеют особую дугообразную
форму. Червячное колесо охватывает червяк на нек-рой дуге (обычно до 100°).
Ведущим в Ч. п. является обычно червяк, ведомым - червячное колесо; в редких
случаях (для повышающих передач) ведущим может быть червячное колесо. В
наиболее распространённых Ч. п. используются цилиндрич.червяки; червяки
с витками на тороидной поверхности применяются в глобоидных передачах.
В
зависимости от числа заходов резьбы (ниток нарезки) различают одно-, двух-
и четырёхзаходные червяки; по форме профиля витка - архимедовы, с вогнутым
профилем и др. червяки. Витки архимедовых червяков в осевом сечении очерчены
трапецией и легко изготовляются точением. Перспективны червяки с вогнутым
профилем витков резьбы, обеспечивающим меньшие контактные напряжения и
лучшие условия для образования масляного клина. Для силовых передач
предпочтительны
эвольвентные червяки, профиль витка к-рых в поперечном сечении очерчен
по эвольвенте (см. Эволюта и эвольвента). Передаточное число Ч.
п. r = ZZчисло заходов
резьбы червяка, Zчисло зубьев червячного колеса.


Обычно передаточное число Ч. п. равно 8-100
(в ряде случаев, напр, в приводах станочных столов большого диаметра, до
1000). Благодаря возможности получения больших передаточных чисел при сравнительно
небольшом габарите передачи Ч. п. применяются в
приводах
машин,
устройствах управления и др. Достоинства Ч. п.- плавность и бесшумность
работы. Ч. п. могут быть самотормозящими, т. е. передающими вращение только
от червяка к колесу, что иногда даёт возможность выполнить механизм без
тормозного устройства. Недостаток Ч. п.- значит, относительное скольжение
сопряжённых элементов - витков червяка и зубьев колеса. Это вызывает усиленное
тепловыделение, повышенный износ и склонность к заеданию, определяет сравнительно
низкий кпд (в среднем 0,7-0,75 в однозаходной передаче, 0,8- 0,85 в двухзаходной,
0,86-0,92 в четырёхзаходной). Для уменьшения износа и повышения сопротивляемости
заеданию червячные колёса изготовляют из материалов с высокими антифрикц.
свойствами, гл. обр. из бронзы: оловянистой (при скоростях скольжения 5-35
м/сек)
и
алюминиево-железистой (при скоростях скольжения до 10 м!сек).
Для
экономии цветных металлов их делают составными: бронзовый венец (обод)
устанавливается на стальную или чугунную ступицу. При скоростях скольжения
до 2 м/сек и больших диаметрах колёса можно отливать целиком из
чугуна. В приборах и небольших силовых передачах могут использоваться колёса
из текстолита, полиамидов и т. п. Червяки обычно изготовляют из качеств.
углеродистых или легированных сталей, термически обработанных до высокой
твёрдости. Для повышения качества поверхности червяки шлифуют и полируют.


Пониженный кпд и значительное тепловыделение
ограничивают применение Ч. п. областью небольших и ср. мощностей (обычно
до 50, реже до 200 квт). Они используются в подъёмно-трансп. машинах,
металлорежущих станках, автомобилях, троллейбусах, металлургич. машинах,
гидротехнич. сооружениях и т. д. Осн. применение имеют закрытые хорошо
смазываемые Ч. п. в виде червячных редукторов.


Лит.: Детали машин. Расчет и конструирование.
Справочник, 3 изд., т. 3, M., 1969; Часовников Л. Д., Передачи зацеплением,
2 изд., M., 1969; Решетов Д. H., Детали машин, 3 изд., M., 1974; Муха T.
И., Я н у ш Б. В., Ц у п и к о в А. П., Приводы машин. Справочник, Л.,
1975. А. А. Пархоменко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я