ЧАЙКОВСКИЙ

ЧАЙКОВСКИЙ Пётр Ильич [25.4(7.5).
1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск
Удм. АССР, -25.10(6.11). 1893, Петербург], русский композитор. Род. в семье
горного инженера. В 1850-59 учился в Уч-ще правоведения в Петербурге, в
1859-63 служил в Мин-ве юстиции. В 1861 поступил в муз. классы Петерб.
отделения Рус. муз. об-ва (с 1862- Петерб. консерватория). Занимался у
H. И. Зарембы (теоретич. предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865
окончил консерваторию с отличием. В 1866- 1878 проф. Моск. консерватории
по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки (среди учеников
- С. И. Танеев). В педагогич. целях перевёл несколько муз.-теоретич. трудов,
написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872).
В 1868 впервые выступил в печати как муз. критик. В 1871-76 работал муз.
рецензентом моек, газет ч Современная летопись" и "Русские ведомости",
борясь за утверждение реалистических принципов в отечеств, музыке. Художеств,
и обществ, интересы сблизили Ч. с H. Г. Рубинштейном, критиками H. Д. Кашкиным,
Г. А. Ларошем, а также с Л. H. Толстым, A. H. Островским, артистами Малого
театра, в т. ч. с П. M. Садовским, и др. Связям Ч. с прогрессивными идейно-художеств.
течениями 60-х гг. 19 в. способствовало общение (во время частых поездок
в Петербург) с членами "Могучей кучки". Уже в 1866- 1877 (моек,
период) наступает расцвет творчества Ч., в эти годы созданы: 3 симфонии
("Зимние грёзы", 1866; 1872, 2-я ред. 1879; 1875; начата также 4-я симфония),
неск. программных оркестровых сочинений, в т. ч. увертюра-фантазия "Ромео
и Джульетта" (1869, 2-я ред. 1870, 3-я - 1880), симф. фантазии "Буря" (1873)
и "Франческа да Римини" (1876), 1-й концерт для фп. с оркестром и "Меланхолическая
серенада" для скрипки с оркестром (1875), "Вариации на тему рококо" для
виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876),
оперы "Воевода" (1868), "Ундина" (1869, уничтожена Ч. в 1873), "Опричник"
(1872), "Кузнец Вакула" (1874, 2-я ред.- "Черевички", 1885), балет "Лебединое
озеро" (1876), музыка к пьесе A. H. Островского "Снегурочка" (1873), фп.
пьесы (в т. ч. цикл "Времена года", 1876), романсы и др. В 1868-72 Ч. также
переложил для фп. в 4 руки 50 рус. нар. песен из сб-ков К. П. Вильбоа и
M. А. Балакирева, отредактировал сб. рус. песен, собранных В. П. Прокуниным.
Осенью 1877 Ч. уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией
(1876-77) и оперой "Евгений Онегин" (1877-78, пост. 1879, силами учащихся
Моск. консерватории; 1881, Большой театр). Благодаря материальной поддержке
H. Ф. фон Мекк (с к-рой в 1876-90 вёл обширную дружескую переписку, но
никогда не виделся) Ч. смог полностью отдаться композиторскому труду. До
1885 жил*то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще
всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произв.
этого периода - оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), кантата
"Москва" (1883); "Торжественная увертюра 1812 год" (1880), "Итальянское
каприччио" (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для
скрипки с оркестром (1878), фп. трио "Памяти великого художника" (1882,
на смерть H. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фп. с оркестром (1880), "Большая
соната" для фп. (1878) и др.- демонстрируют разнообразие творч. интересов,
мастерское использование широкого круга жанрово-стилистич. средств. С 1885
Ч. обосновался в Подмосковье (с 1892 - в Клину). С сер. 80-х гг. возобновил
активную муз.-обществ, деятельность. Часто бывая в Москве и Петербурге,
участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Рус. муз.
об-ва (был избран директором Моск. отделения об-ва, 1885) и Моск. консерватории.
Премьера оперы "Черевички" в Большом театре (1887) положила начало его
дирижёрским выступлениям. В 1887-93 он дирижировал своими преим. симф.
соч., а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую
оценку; в 1892 он был избран чл.-корр. Академии изящных иск-в (Франция),
в 1893 ему была присуждена почётная степень доктора музыки Кембриджского
ун-та. В 1885-93 Ч. создал ряд выдающихся произв., чередуя трагедийные
полотна (оперы "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890; программная симфония
"Манфред", 1885; 5-я симфония, 1888; 6-я "Патетическая" симфония, 1893)
с партитурами, в к-рых торжествуют свет и радость (балеты "Спящая красавица",
1889; "Щелкунчик", 1892; опера "Иоланта", 1891; оркестровая сюита "Моцартиана",
1887). Одна из вершин художеств, реализма, музыка Ч. принадлежит к высшим
достижениям отечеств, культуры наряду с творчеством А. С. Пушкина, Л. H.
Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями "Могучей кучки"
Ч. входит в плеяду рус. муз. классиков - продолжателей глинкинских традиций.
Тему остроконфликтной борьбы человека за право на счастье Ч. сделал центральной
в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Чуткий лирик-психолог,
он глубоко раскрывал внутр. мир человека. Его увлекали шедевры Данте и
У. Шекспира, Пушкина и Дж. Байрона, H. В. Гоголя и A. H. Островского, события
и колорит различных историч. эпох, картины нар. жизни, обрисовка разнохарактерных
персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского мировосприятия.
При этом в центре внимания Ч. всегда находились близкие ему самому чувства,
выражаемые с покоряющей правдивостью. Ч. оперировал богатейшим арсеналом
художеств, средств, накопленных мировой муз. классикой. Но гл. источниками
его мелодически щедрой муз. речи, ярко демократичной и одновременно новаторской
по силе лирико-драматич. экспрессии, явились рус. нар. песня (преим. гор.
склада) и рус. бытовой романс. Ч. воплощал настроения, характеры, философские
раздумья в их диалектически-сложном, нередко противоречивом непрерывном
становлении и развитии при широких образных обобщениях и высоком жизнеутверждающем
пафосе. Ч.- один из величайших композиторов-симфонистов, достойный преемник
Л. Бетховена. Симфоническое мышление Ч. ярко проявилось в различных произв.
его обширного многогранного наследия, для к-рого характерно взаимообогащение
вокальных и инструментальных жанров (в частности, оперы и симфонии). Среди
10 опер Ч. выделяются написанные на пушкинские сюжеты "Евгений Онегин"
(лирич. сцены, новый тип оперы), где композитор воплотил свой идеал "интимной,
но сильной драмы", и "Пиковая дама" - непревзойдённая по психологич. глубине
вокально-симф. трагедия. Значительность содержания и одновременно доходчивость
выражения отличают оркестровые (программные и непрограммные) произв. Ч.;
его поздние симфонии (4- 6-я)- подлинные "инструментальные драмы". 3 балета
Ч., в к-рые он внёс принципы симф. драматургии, ознаменовали новый этап
в истории этого жанра. Популярны концертно-инструментальные (особенно 1-й
концерт для фп. с оркестром), а также камерные соч. Ч., среди к-рых выделяются
многочисленные (104) романсы. Великое гуманистич. иск-во Ч., оказавшее
плодотворное воздействие на многих композиторов кон. 19-20 вв., является
неиссякаемым источником высоких реалистич. традиций для передового муз.
творчества. Музыка Ч. пользуется всемирной славой; Именем Ч. названы Моск.
и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал
в Москве. С 1958 в Москве проводится Междунар. конкурс им. Ч. Мемориальные
музеи Ч. имеются в Клину, Воткинске, Каменке (Музей Пушкина и Ч.).


Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 62, M.,
1940- 1974, т. II, III, V-XVa, - Литературные произведения и переписка,
M., 1953-76.


Лит.: Чайковский M., Жизнь П. И.
Чайковского, т. 1 - 3, М. -Лейпциг, 1900- 1902; Дни и годы П. И. Чайковского.
Летопись жизни и творчества, М. -Л., 1940; Чайковский и театр. Статьи и
материалы, М. -Л., 1940; Чайковский на московской сцене. Первые постановки
в годы его жизни, M. - Л., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы
и балета им. С. M. Кирова, Сб. статей, Л., 1941; Ярустовский Б., Оперная
драматургия Чайковского, M. - Л., 1947; К а ш к и н H. Д., Избр. статьи
о П. И. Чайковском, М. -Л., 1954; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, M.,
1954; Кремлев Ю., Симфонии П. И. Чайковского, M., 1955; С л о н и м с к
и и Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, M., 1956; Житомирский
Д., Балеты Чайковского, M., 1957; Протопопов В л.. Туман и на H., Оперное
творчество Чайковского, M., 1957; Музыкальное наследие Чайковского, M.,
1958; Домбаев Г. С., Творчество П. И. Чайковского в материалах и документах,
M., 1958; Николаева H., Симфонии П. И. Чайковского, M., 1958; Туманина
H. В., Чайковский и музыкальный театр, M., 1961; е ё ж е, Чайковский. Путь
к мастерству, M., 1962; её ж е, Чайковский. Великий мастер, M., 1968; Яковлев
В. В., Избр. труды о музыке, т. 1, M., 1964; Альшванг А., П. И. Чайковский,
3 изд., M., 1970; Ц у к к е р м а н В., Выразительные средства лирики Чайковского,
M., 1971; Воспоминания о П. И. Чайковском, 2 изд., M., 1973; Ларош Г. А.,
Избр. статьи, в. 2-П. И. Чайковский, M., 1975. В. H. Брянцева.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я