ЧАВЧАВАДЗЕ

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич [27.
10(8.11).1837, Кварели, - 30.8(12.9). 1907], грузинский писатель и обществ,
деятель. Род. в княжеской семье. В 1857 поступил в Петерб. ун-т. В 1861
вернулся на родину, где встал во главе революц.-демократич. направления
груз, лит-ры. Один из организаторов движения "Терг-далеулеби". С
1864 Ч. сочетает лит. деятельность со службой в гос. и обществ, учреждениях.
Он состоял чл. комиссии, к-рая занималась урегулированием отношений между
дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником,
судьёй. Мн. годы был пред. Об-ва по распространению грамотности среди грузин.
С 1877 по 1902 под ред. Ч. выходила газ. "Иверия" В 1879 был пред, правления
груз, дра-матич. об-ва. В 1906 Ч. избрали чл. Гос. совета, нек-рое время
он жил в Петербурге. В Гос. совете он примыкал к т. н. академической группе,
в к-рую входили гл. обр. прогрессивные бурж. деятели. Ч. считал своим долгом
защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодер-жавно-крепостнич.
строя, виднейший представитель нац.-освободит, движения Грузии, Ч. постоянно
находился под наблюдением полиции. Многие его произв. были запрещены цензурой.
Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.


Ч. рассматривал лит-ру как одну из форм
познания действительности. Он полностью разделял эстетич. воззрения революц.
демократов, считая, что иск-во вообще, а лит-pa в частности, отражая действительность,
подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим
моментом процесса художеств, творчества. Решительный противник теории чискусства
для искусства", Ч. требовал от искусства обществ, значимости, идейности,
активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие
серьёзное воздействие на деятельность груз, шестидесятников, выражены в
"Записках проезжего" (1861).


Ч.-писатель чутко откликался на явления
совр. действительности; он обличал в своих произв. крепостнич. порядки
и широко отразил процесс разложения феод, уклада. Поэмы "Видение" (1859),
"Несколько картин, или Случай из жизни разбойника" (I860), повесть "Рассказ
нищего" (1859-62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классо-вые
противоречия в груз, обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит
трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостнич. обществе,
невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником
уничтожения этих противоречий последовательно революц. путём, тем не менее
ощущал неизбежность ликвидации крепостнич. отношений. Сатирич. обличение
помещичьего быта в повести "Человек ли он?" (1859-63) вызвало негодование
груз, дворянства. Ч. поднимал в своих произв. большие обществ.-историч.
проблемы. В 1887 он закончил повесть "Ота-рова вдова", в к-рой осветил
взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного
права в Грузии. Поэзия Ч. в целом носит патриотич. гражд. характер. Многие
из его лирич. стихотворений, начиная с написанного в 1857 чГорам Кварельским",
рисуют картины родной природы. Но и в таких произв. Ч. звучат социальные
мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стих. "Мутна"
(1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей обществ,
служения вдохновлена поэма "Отшельник" (1883), в к-рой Ч. философски переосмыслил
нар. сюжет. Язык поэзии Ч.- живой, образный, подлинно народный. Произв.
Ч. переведены на мн. языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта
в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).

2843-4.jpg



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я