ЦИОЛКОВСКИЙ

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович
[5(17).9.1857, с. Ижевское, ныне Рязанской обл., -19.9.1935, Калуга], русский
советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинами-ки,
теории самолёта и дирижабля; основоположник совр. космонавтики. Род. в
семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью
потерял слух; глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет
он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математич.
науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на
звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское
уездное уч-ще Калужской губ. К этому времени относятся первые научные исследования
Ц. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-81 написал работу "Теория
газов", в к-рой изложил основы кинетич. теории газов. Вторая его работа
"Механика животного организма" (те же годы) получила благоприятный отзыв
И. М. Сеченова, и Ц. был принят в Рус. фи-зико-химич. об-во.


К. Э. Циолковский.


Осн. работы Ц. после 1884 были связаны
с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельно-металлич. аэростата
(дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на возд. подушке и ракеты для
межпланетных путешествий. С 1896 Ц. систематически занимался теорией движения
реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет
для межпланетных путешествий. После Окт. революции 1917 он много и плодотворно
работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою
схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда
на возд. подушке.


Первым печатным трудом о дирижаблях был
"Аэростат металлический управляемый" (1892), в к-ром дано научное и технич.
обоснование конструкции дирижабля с металлич. оболочкой (см. Воздухоплавание).
Прогрессивный
для своего времени проект дирижабля Ц. не был поддержан; автору было отказано
в субсидии на постройку модели. Обращение Ц. в Генеральный штаб рус. армии
также не имело успеха. В 1892 Ц. переехал в Калугу, где преподавал физику
и математику в гимназии и епархиальном уч-ще. В этот период он обратился
к новой и мало изученной области - созданию ле-тат. аппаратов тяжелее воздуха.


Ц. принадлежит идея постройки аэроплана
с металлич. каркасом. В статье "Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная)
летательная машина" (1894) даны описание и чертежи моноплана, к-рый по
своему внешнему виду и аэродинамич. компоновке предвосхищал конструкции
самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Ц. крылья имеют толстый
профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Ц.
построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой
рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию
Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэфф. сопротивления
шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом,
так же как над дирижаблем, не получила признания у офиц. представителей
рус. науки. На дальнейшие изыскания Ц. не имел ни средств, ни даже моральной
поддержки. Много лет спустя, уже в сов. время, в 1932 он разработал теорию
полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов
для полёта с гиперзвуковыми скоростями.


Важнейшие науч. результаты получены Ц.
в теории движения ракет (раке-тодинамике). Мысли об их использовании в
космосе высказывались Ц. ещё в 1883, однако создание им математически строгой
теории реактивного движения относится к 1896. Только в 1903 ему удалось
опубликовать часть статьи "Исследование мировых пространств реактивными
приборами", в к-рой он обосновал реальную возможность их применения

для межпланетных сообщений. В этой статье
и последовавших продолжениях е< (1911, 1914) он заложил основы теориь
ракет и жидкостного ракетного двигате ля (ЖРД). Рассмотрение практич. за
дачи прямолинейного движения ракеты привело Ц. к решению новых проблем
механики тел переменной массы. Им впер вые была решена задача посадки космич.
аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926-29 Ц. разработал
теорию многоступенчатых ракет (см. Составная ракета). Он первым
решил задачу о движении ракеты (см. Циолковского формула) в неоднородном
поле тяготения и рассмотрел (приближённо] влияние атмосферы на полёт ракеты,
а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления
возд. оболочки Земли.


Ц.- основоположник теории межпланетных
сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космич.
скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил
вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли (ИСЗ)-и высказал идею создания
околоземных станций (см. Орбитальная станция) как искусств, поселений,
использующих энергию Солнца и промежуточных баз для межпланетных сообщений;
рассмотрел медико-биологич. проблемы, возникающие при длит, космич. полётах.
Ц. написал ряд работ, в к-рых уделил внимание использованию ИСЗ в нар.
х-ве и др. Ц. выдвинул ряд идей, к-рые нашли применение в ракетостроении.
Им предложены газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и
изменения траектории её центра масс; использование компонентов топлива
для охлаждения внешней оболочки космич. корабля (во время входа в атмосферу
Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов
топлива (для уменьшения массы двигательной установки); оптимальные траектории
спуска космич. аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных
топлив Ц. исследовал большое число различных окислителей и горючих для
ЖРД; рекомендовал след, топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород
с углеводородами и др. Ц.- первый идеолог и теоретик освоения человеком
космич. пространства, конечная цель к-рого представлялась ему в виде полной
перестройки биохим. природы порождённых Землёй мыслящих существ. В связи
с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в к-рых своеобразно
переплетаются идеи социальных утопий различных историч. эпох. Ц.- автор
ряда научно-фантастич. произведений, а также исследований в др. областях
знаний: лингвистике, биологии и др.


При Сов. власти условия жизни и работы
Ц. радикально изменились. Ц. была назначена персональная пенсия и обеспечена
возможность плодотворной деятельности. Его труды в огромной степени способствовали
развитию ракетной и космич. техники в СССР и др. странах. За чОсобые заслуги
в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи
и обороны Союза ССР" Ц. в 1932 награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В связи со 100-летием со дня рождения Ц. в 1954 АН СССР учредила золотую
медаль им. К. Э. Циолковского "За выдающиеся работы в области межпланетных
сообщений". В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный
дом-музей в Калуге; его имя носят Гос. музей истории космонавтики и педагогич.
ин-т в Калуге, Моск. авиац. технологич. ин-т. Именем Ц. назв. кратер на
Луне.


Соч.: Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1951 -
64; Избр. труды, кн. 1 - 2, Л., 1934; Труды по ракетной технике, М., 1947;
в кн.: Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк.
Избр. труды, М., 1964.


Лит.: Юрьев Б. Н., Жизнь и деятельность
К. Э. Циолковского, в кн.: Труды по истории техники, в. 1, М., 1952; К
о с м о-д е м ь я н с к и и А. А., К. Э. Циолковский-основоположник современной
ракетодина-мики, там же; его же, Константин Эдуардович Циолковский, в кн.:
Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова, т. 2,
М. -Л., 1948 (имеется список трудов Ц. и лит. о нём); его же, Константин
Эдуардович Циолковский, М., 1976; Впереди своего века, М., 1970; Арлазоров
М. С., Циолковский, Тула, 1977.

А. А. Космодемьянский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я