ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ теории исторического
круговорота, социально-филос. концепции, кладущие в основу периодизации
истории принцип повторения, кругооборота обществ, процессов. Возникнув
в глубокой древности, такие представления, первоначально в мифологич. и
религ. форме, пытались внести определ. порядок и смысл в историю (по аналогии
с циклич. процессами, происходящими в природе: смена времён года, развитие
био-логич. организмов и т. п.). Эти взгляды имели известное практич. значение
(способствуя, напр., созданию календарей), в то же время они, как правило,
выражались в установлении космич. и божеств, периодов, длящихся сотни и
даже тысячи лет, сочетались с мистич. учением о переселении душ, многократном
сотворении и гибели мира и т. п. Ц. т. имели также определ. познават. значение.
Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего
и Нового царств в Египте), выявить отд. тенденции в смене политич. форм
правления (изучение Аристотелем истории 158 греч. полисов), провести интересные
параллели между историей разных народов и эпох (Полиоий и Сыма
Цянь)
и т. д. Тем самым Ц. т. способствовали становлению сравнительно-исто-рич.
метода в обществоведении. Идеи кругооборота получили широкое распространение
в Др. Китае, Др. Египте, Вавилоне, а также у антич. философов и историков,
что было связано с крайне медленным поступательным развитием общества.


Вклад в разработку Ц. т. внёс араб, мыслитель
14-15 вв. Ибн Халъдун, выделивший во всемирной истории четыре эпохи,
связанные с деятельностью различных народов. В каждой из этих эпох он пытался
выявить закономерности развития и упадка культуры, смены династий и т.
п.


Особую популярность Ц. т. приобрели в 17-18
вв. в западноевроп. обществ, мысли, мн. представители к-рой восприняли
экономич. и культурный подъём той эпохи как возрождение античности после
средневекового упадка. Ц. т. имели прогрессивное значение, ибо противопоставляли
естеств. порядок и определ. закономерность в истории различным теологич.,
провиденциальным (см. Провиденциализм) концепциям, а также изображению
истории как сферы господства случайности и произвола великих людей. Наиболее
видный представитель Ц. т. того времени - Дж. Вико, выдвинувший
идею круговорота - развития всех народов по циклам, состоящим из трёх эпох:
божественной, героической и человеческой. Взгляды Ибн Хальдуна и Вико оказали
влияние на последующее развитие философии истории. Представления
о циклич. характере обществ, развития разделялись мн. социалистами-утопистами,
в частности Ш. Фурье, разработавшим концепцию о четырёх фазах человеческой
истории ("райская" первобытность, дикость, варварство и цивилизация).


После открытия материалистич. понимания
истории Ц. т. приобретают всё более реакц. характер. Идея историч. круговорота
противопоставляется идее обществ, прогресса. Сторонники Ц. т. отрицают
поступательный характер всемирной истории (Э. Мейер), изображают
её как разорванные во времени и пространстве циклы развития и упадка локальных
цивилизаций, не связанных друг с другом (Н. Данилевский, О. Шпенглер,
А.
Д. Тойнби и др.). Ц. т. получили широкое распространение на Западе,
особенно после 1-й мировой войны 1914-18. Нек-рые бурж. философы и социологи
(П. Сорокин), будучи не в состоянии разрешить противоречие между циклич.
и линейным развитием, пытаются эклектически сочетать их в своих концепциях.
Историч. обречённость капитализма воспринимается бурж. исследователями
как гибель "христианской цивилизации Запада" со всеми её культурными и
технологич. достижениями.


Марксизм-ленинизм противопоставляет всем
ненауч. концепциям обществ, развития, в том числе Ц. т., исторический
материализм,
диалектико-материалисти-ческую теорию поступательного
развития общества (см. Прогресс).


Лит.: Энгельс ф., Диалектика природы,
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Левин В. И., К вопросу о диалектике,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Философские тетради, там же; Араб-ОглыЭ.
А., Концепция исторического круговорота, в кн.: Исторический материализм
и социальная философия современной буржуазии, М., 1960; Марка-р я н Э.
С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Конрад Н. И., Запад и
Восток, 2 изд., М., 1972; Чесноков Г. Д., Современная буржуазная философия
истории, Г., 1972. См. также лит. при ст. Философия истории, Цивилизация.

Э. А. Араб-Оглы.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я