ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА

ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА механизм, в к-ром
передача механической энергии на расстояние осуществляется цепью, охватывающей
звёздочки (цепные зубчатые колёса). Ц. п. различаются по конструкции применяемых
цепей, количеству звёздочек (простые - с двумя, сложные - с тремя и большим
числом звёздочек, в т. ч. одна или неск. ведомых и натяжных); направлению
вращения ведомых звёздочек (прямое и обратное); расположению контура цепи
в пространстве (вертикально-замкнутые, горизонтально-замкнутые, пространственные-со
скрещивающимися осями звёздочек); расположению линии, соединяющей центры
звёздочек (горизонтальные, вертикальные, наклонные); расположению ведущей
(рабочей)ветви (верхнее и нижнее); способу преобразования частоты вращения
ведущего вала (понижающие и повышающие; см. Передаточное отношение);
количеству
параллельных контуров цепей; способу регулирования натяжения цепи; способу
защиты цепей от загрязнения (открытые и закрытые кожухом, картером, чехлом);
способу смазки (с ручной смазкой - при скорости до 2
м]сек, с капельной
смазкой - при скорости до б м/сек, с масляной ванной -при скорости
до 8 м/сек, с циркуляционной смазкой - при скорости св. 8 м/сек);
компоновке
(Ц. п., встроенные в машины, и цепные редукторы). Широкое применение Ц.
п. началось с появлением втулочных и прецизионных втулочно-ро-ликовых цепей,
обеспечивающих передачу мощности до 5000 кет при высоких скоростях
движения (до 35 м/сек), больших усилиях (до 70 000 кгс,
или
700 Мн в Ц. п. с неск. параллельными контурами многорядных цепей),
значит, передаточных отношениях (до 12 в одной Ц. п.) и высоком кпд (до
0,99). При особо лёгких режимах работы (малые скорости и нагрузки) применяют
крючковые цепи.


Ц. п. универсальны, просты и экономичны.
По сравнению с зубчатыми передачами они менее чувствительны к неточностям
расположения валов, ударным нагрузкам, допускают практически неограниченные
межцентровые расстояния, обеспечивают более простую компоновку. В сравнении
с ремёнными передачами они характеризуются след, достоинствами:
отсутствие проскальзывания и постоянство ср. передаточного отношения; отсутствие
предварительного натяжения и связанных с ним дополнит, нагрузок на валы
и подшипники; передача большой мощности как при высоких, так и при низких
скоростях; сохранение удовлетворит, работоспособности при высоких и низких
темп-pax; приспособление к любым изменениям конструкции удалением или добавлением
звеньев.


Цепные передачи: а - с однорядной цепью;
о
-
с трёхрядной цепью.


Недостатки Ц. п.: неравномерность хода,
возрастающая по мере уменьшения числа зубьев звёздочек и увеличения шага
звеньев; повышенный шум и износ цепи при неправильном выборе конструкции,
небрежном монтаже и плохом уходе; необходимость в смазке и устранении провисания
холостой ветви по мере износа цепи.


Ц. п. применяются в с.-х. машинах, велосипедах,
мотоциклах, автомобилях, строительно-дорожных машинах, в нефтяном оборудовании
и т. д. Преимуществ, распространение имеют открытые Ц. п., работающие без
смазки, или с периодич. ручной смазкой, с однорядными втулочно-роликовыми
цепями, непосредственно встроенные в машины. Лит. см. при ст. Цепи.

И. И. Ивашков, А. А. Пархоменко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я