Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК

ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (ЦАОР),
организация развивающихся стран Центр. Америки, созданная в целях постепенного
объединения нац. х-в стран-участниц в единый "общий рынок". Страны Центр.
Америки раньше др. развивающихся стран, в т. ч. латиноамериканских, вступили
на путь интеграции. Генеральный договор центральноамериканской экономич.
интеграции заключён в 1960 в г. Манагуа (Никарагуа) и вступил в силу 4
июня 1961. Участники ЦАОР: Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас (до
янв. 1971), Коста-Рика (с 1962 по сент. 1972).


Участники ЦАОР договорились постепенно
либерализовать взаимную торговлю, ввести в действие единую центрально-амер.
таможенную номенклатуру, применять единый таможенный тариф "общего рынка"
в отношении третьих стран. Договор запрещает субсидирование экспорта и
"нелояльную конкуренцию", рассматривает вопросы финансирования экономич.
развития на основе регионального равенства, определяет режим транспорта
и транзитных перевозок, предусматривает унификацию налоговых стимулов пром.
развития, разрешает свободное движение рабочей силы и капиталов в пределах
территории стран-участниц.


Единый таможенный тариф был введён в 1965.
К нач. 70-х гг. торговля товарами, составляющими 98% единой центрально-амер.
таможенной номенклатуры, была полностью либерализована. (В то же время
оставшиеся 2% составляют по стоимости 1/5 внутризонального товарооборота
стран ЦАОР и включают такие товары, как нефтепродукты, пшеница, сахар,
кофе, электрооборудование, средства транспорта.) В 1974 товарооборот в
рамках ЦАОР составил 535 млн. долл. по сравнению с 80 млн. долл. в 1961.
Уд. вес внутризонального экспорта в общем экспорте стран - членов ЦАОР
возрос за тот же период с 7% до 29%. Значительно возросла торговля готовыми
пром. изделиями, особенно тех отраслей пром-сти, к-рые перерабатывают сырьё
несельскохозяйств. происхождения.


Интеграция в пром-сти, с. х-ве, электроэнергетике,
транспорте и связи развивается медленно. Интегрируются прежде всего отрасли
пром-сти, по к-рым возможно самообеспечение в рамках ЦАОР. Согласованы
меры по созданию интегрированных предприятий по произ-ву автопокрышек,
каустич. соды, инсектицидов, удобрений, фанеры, муки, координируется произ-во
зерновых, разработаны 4 проекта объединения энергосистем. Создана система
взаимных расчётов на основе общей расчётной валюты - цент-ральноамер. песо,
равного по курсу доллару США (введена с 1962).


С нач. 70-х гг. процесс центрально-амер.
экономич. интеграции переживает период трудностей и противоречий. Они связаны
с относительно низким уровнем мировых цен на товары центральноамер. экспорта,
с недостатком стимулов для осуществления капиталовложений в мно-гонац.
проекты, корыстной деятельностью империалистич. монополий. Правящие круги,
прежде всего наиболее развитых в пром. отношении Гватемалы и Сальвадора,
и стоящие за ними иностр. монополии пытаются решить ряд задач интеграции
за счёт более слабых в экономич. отношении партнёров.


О кризисном положении ЦАОР свидетельствуют
разрыв торг, отношений между Гондурасом и Сальвадором после вооруж. конфликта
между ними в 1969 и развернувшаяся "торговая война" между партнёрами по
ЦАОР.


В связи с тем, что ЦАОР основан на принципе
"равных возможностей" иностр. и нац. капитала, монополии США получили новый,
более широкий рынок, а также возможность обходить импортные ограничения,
использовать низкие налоги и дешёвую рабочую силу. Это привело к резкому
росту прямых инвестиций США в Центр. Америке - с 37 млн. долл. в 1960 до
750 млн. долл. в 1972. Более 75% пром. предприятий, на к-рые распространяются
договоры ЦАОР, принадлежат иностр. капиталу, гл. обр. капиталу США. Имея
в своих руках мощные экономич. рычаги, амер. империализм пытается также
использовать интеграционный процесс в целях сколачивания военно-полицейского
блока в Центр. Америке.


В целях поиска выхода из кризисного положения,
сложившегося в ЦАОР, было решено создать т. н. К-т на высшем уровне из
представителей всех 5 стран. Однако состоявшиеся в 1973-75 тринадцать заседаний
этого комитета окончились по существу безрезультатно. Осн. пункт разногласий
- различное отношение стран к иностр. капиталу.


На проведённом в июле 1975 совещании президентов
Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики было принято решение
"разработать новый договор, к-рый должен, среди прочих аспектов, отвечать
критериям технической и политической осуществимости и гарантировать соответствующее
участие каждой из пяти стран в процессе интеграции".


Создание ЦАОР не способствовало решению
наиболее насущных проблем со-циально-экономич. развития стран Центр. Америки:
преодолению монокультурного характера их экономики, ослаблению зависимости
этих стран от диктата амер. монополий, проведению агр. реформ, повышению
жизненного уровня трудящихся масс.


Лит.: Романова 3. И., Проблемы экономической
интеграции в Латинской Америке, М., 1965; Зафесов Г. Р., Латинская Америка:
объединение или разобщение, М., 1971 Леонов Н. С., Очерки новой и новейшей
истории стран Центральной Америки, М., 1975; Latin American economic integratin,
N. Y.- [a. o.], [1966]; Factores para la integracidn Latinoamericana, Мех.-В.
Aires, 1966. Б. Н. Щёголев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я