ЦВЕТОМУЗЫКА

ЦВЕТОМУЗЫКА , м у з ы к а цвета (англ,
colour music, нем. Farbenmusik, франц. musique des couleur), сопровождение
музыки последовательностью цветов согласно той или иной -"шкале соответствий".
Идеи Ц. выдвигались с 18 в. гл. обр. учёными (Л. Б. Кастель, А. Ри-мингтон,
Ф. И. Юрьев, К. Лёф); соответствия звука и цвета искались ими на уровне
механистич. аналогий. Реальное воплощение идея Ц. нашла лишь в 20 в., когда
к ней обратились музыканты и художники (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Гидони,
Т. Уилфред). При этом был осуществлён переход от Ц. к "светомузыке", к-рая
включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графич. световые
проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки
цветом и светом, но как взаимодополнение, образное единство (Б. М. Галеев,
Ю.А. Правдюк), в связи с чем используется и слухозритель-ная полифония.
Вопрос
о правомерности светомузыки как самостоят, области иск-ва ещё дискутируется
(В. В. Ванслов, Ф. Поппер). Практикой и теорией светомузыки занимаются:
в СССР - конструкторское бюро ч Прометей" в Казани, студии светомузыки
в Харькове и в моек, музее А. Н. Скрябина; за рубежом - нью-йоркский ансамбль
светомузыки, фирмы "Филипс" в Голландии, "Сименс" в ФРГ, "Эдмунд сайентифик
К°" в США.


Лит.: Леонтьев К., Цвет "Прометея",
М., 1965; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Галеев Б. М., Андреев С.
А., Принципы конструирования свето-музыкальных устройств, М., 1973; Искусство
светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванслов В. В., Изобразительное
искусство и музыка, в сб.: Эстетика и жизнь, в. 4, М., 1975; Материалы
Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка*. (Третья конференция),
Казань, 1975; Галеев Б., Светомузыка: становление, и сущность нового искусства,
Казань, 1976; Popper F., Naissance de 1'art cinetique, P.. 1967. Б.
М. Галеев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я