ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ исследовательские
и научно-просветительные учреждения искусствоведч. профиля, осуществляющие
комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию
произведений изобразит, и декоративно-прикладного иск-ва. История возникновения
X. м. восходит к древности, их прообразом были собрания произв. иск-ва
в термах Др. Рима, в церквах и монастырях ср.-век. Европы. Систематич.
коллекционирование памятников иск-ва началось в эпоху Возрождения: к 16
в. восходит история создания старейших X. м. (Прадо в Мадриде, Лувр в Париже
и др.). Формирование осн. европ. музеев завершилось к 19 в., когда они
стали доступны для широкой публики. В России хранилищами произв. иск-ва
издавна были ризницы церквей, соборов и монастырей (напр., Троице-Сергиевой
лавры). С
16 в. создавалась коллекция Оружейной палаты в Москве.
В 17 в. художеств, произв. коллекционировали образованные бояре - В. В.
Голицын, А. С. Матвеев, Б. М. Хитрово. В начале 18 в. Пётр I положил начало
организации музеев, в к-рых (напр., в Кунсткамере в Петербурге)
коллекция художеств, произв. не отделялась от предметов естеств.-науч.
характера. Обширные собрания картин и статуй создавались в 18 в. во дворцах
царей (в Петергофе, Павловске, Гатчине и особенно в Эрмитаже в Петербурге)
и знатных дворян (Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др.). В 19 в. наряду
с частными коллекциями Ф. И. Прянишникова в Петербурге, К. Т. Солдатёнкова,
П. М. и С. М. Третьяковых, И. С. Остроухова в Москве, Б. И. Ханенко в Киеве,
полностью или частично доступными для публики, начали функционировать открытые
для всех X. м.: Эрмитаж, отделение изящных искусств при Румянцевском музее
в Москве, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове.
В 1912 открылся Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразит,
искусств им. А. С. Пушкина). После Великой Октябрьской социалистической
революции X. м. значительно пополнились за счёт национализации частных
собраний, были открыты мн. новые X. м. Структура, организация и деятельность
X. м. определяются характером коллекций. В СССР X. м. разделяются по составу
коллекций на музеи рус. иск-ва (Третьяковская галерея, Русский музей),
музеи нац. иск-ва союзных республик (Музей укр. изобразит, иск-ва в Киеве),
музеи зарубежного иск-ва (Музей изобразит, иск-в им. Пушкина), музеи нар.
иск-ва (Музей нар. иск-ва в Москве); имеются музеи художеств, промыслов
(в Палехе, Мстёре), а также музеи, хранящие произв. одного художника (Каунасский
художеств, музей им. М. К. Чюрлениса, Музей скульптуры С. Т. Конёнкова
в Смоленске). Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира, наряду с произв.
иск-ва обладает коллекциями предметов материальной культуры, оружия, костюма
и пр.


Осн. задачи науч. деятельности X. м. в
СССР - изучение и систематизация коллекций - находят отражение в публикациях
полных каталогов произв., хранящихся в музее, и др. изданиях. X. м. организуют
науч. сессии, посвящённые итогам науч. работы, знаменат. датам, выставкам.
В 60-70-е гг. широко развивается выставочная деятельность X. м. Выставки,
подготовленные совм. с др. музеями или устроенные в порядке культурного
обмена между странами, имеют значит, науч. интерес, способствуют укреплению
дружеских связей между народами [напр., выставка из мекс. музеев
Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней - в Музее изобразительных
иск-в им. Пушкина в Москве в 1960, "Сокровища гробницы Тутанхамо-на" из
собрания Египетского музея в Каире - в 1973 в Эрмитаже, Музее изобразит,
иск-в им. Пушкина, Музее укр. изобразит, иск-ва в Киеве, выставка "Русская
деревянная пластика с древнейших времён до наших дней" (Мин-во культуры
СССР)-в Париже в 1973, выставка "Русский реализм 2-й пол. 19 в. " (из
собраний Третьяковской гал. и Рус. музея) - в ФРГ в 1972-73].


В задачи X. м. по эстетич. воспитанию входят
различные формы науч.-популя-ризац. работы [экскурсии, лекции, беседы на
предприятиях, работа со школьниками (кружки, изостудии, показ уч. фильмов
по иск-ву)]. Науч.-популяри-зац. работа охватывает широкие массы трудящихся;
напр., в Эрмитаже за 1975 было проведено св. 35 тыс. экскурсий, прочитано
ок. 1300 лекций. В СССР насчитывается 147 X. м. (с филиалами), посещаемость
к-рых постоянно возрастает. 4 крупнейших X. м. СССР - Третьяковская галерея,
Музей изобразит, иск-в им. Пушкина, Эрмитаж и Рус. музей - в 1975 приняли
св. 8 млн. посетителей.


X. м., как комплекс специально оборудованных
помещений и науч.-вспомогат. отделов, должен включать экспозиц. залы, запасники
- хранилища фондов, выставочный зал, реставрац. мастерские, библиотеку
с читальным залом, фототеку и фотолабораторию и др. Экспозиция X. м. строится,
как правило, по хронологии и по нац. школам иск-ва, нередко она имеет комплексный
характер - в одних залах вместе экспонируются произв. живописи, скульптуры
и прикладного иск-ва (как, напр., в Эрмитаже, за рубежом -в Нац. музее
в Праге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке). В нек-рых музеях экспозиция
строится частично (напр., в Лувре) или полностью по отд. коллекциям, поступившим
от владельцев в дар или на временное хранение.


В ряде европ. стран X. м. бывают размещены
в старинных зданиях (дворцах, монастырях), к-рые , приспосабливают к совр.
требованиям музейной экспозиции. В зданиях X. м., построенных в 1960-70-е
гг., применяются разнообразные архит. решения, к-рые, напр., позволяют
установить скульптуры (преим. 19-20 вв.) на открытом воздухе или в вестибюлях
и холлах, имеющих большие остеклённые проёмы, что даёт возможность связать
произв. с окружающей средой (напр., Музей Лембрука, Дуйсбург, ФРГ). Окраска
или отделка (иногда имитирующая различные материалы) стен и перегородок
создаёт фон для экспонатов. Во мн. X. м. применяется искусств, верх, освещение
с подсветом отд. произв., вечерняя подсветка скульптуры.


Лит. см. при ст. Музеи. О. Д.
Никитюк.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я