ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ <ОБРАЗОВАНИЕ в
СССР, система подготовки мастеров изобразит., декоративно-прикладного и
пром. иск-ва, архитекторов-художников, искусствоведов, художников-педагогов.
На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев,
мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских.
В 17 в. центром иконописного и резного мастерства стала Оружейная палата
в Москве. В 18 в. положит, роль в развитии X. о. в России сыграла созданная
Петром I в 1711 Рисовальная школа при Петерб. типографии. В школе не только
копировали образцы, но и рисовали с живой натуры. Крупной художеств, школой
в 1-й пол. 18 в. стала т. н. живописная команда "Канцелярии от строений".
В
ней работали и учились мн. известные рус. мастера живописи - И. Я. Вишняков,
А. П. Антропов и др. В сер. 18 в. возникла Рисовальная палата при Академии
наук, а также классы художеств при разночинном отделении гимназии Моск.
ун-та.


Крупнейшим центром X. о. в России стала
осн. в 1757 в 1/етербурге Академия художеств (см. Академии художественные),
сыгравшая
в 18 - 1-й пол. 19 вв. прогрессивную роль в развитии рус. иск-ва. В ней
учились представители мн. народов России. В нач. 70-х гг. 18 в. окончательно
сложилась академич. пед. система, которая строилась на изучении образцов
античного иск-ва. На всех стадиях обучения гл. роль отводилась рисунку.
Одним из основателей рус. художеств, педагогики был живописец А. П. Лосенко,
утвердивший в преподавании строгую программность и разработавший методику
преподавания рисунка. При академии существовало Воспитательное уч-ще. В
18 в. в академии изучался в основном историч. жанр; в 19 в. в ней стали
развиваться портретные пейзажные жанры. В сер. 19 в. в Академии художеств
назрел конфликт между реакц. руководством, насаждавшим рутинный академизм,
и
передовыми художниками, стремившимися к реализму и демократической идейности.
Благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов академия сохраняла
своё значение как школа высокого проф. мастерства. В 19 в. в ней получили
образование художники-реалисты А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский,
П. А. Федотов, а также ставшие активными участниками передвижных выставок
(см. Передвижники) -Н. Н. Те, В. М. Васнецов, И. Н. Крамской, Г.
Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, И.
И. Шишкин и др. Помимо живописцев и графиков, в академии получили подготовку
выдающиеся мастера пластики - М. М. Антокольский, Ф. Г. Гордеев, М. И.
Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин
и др.; зодчие В. И. Баженов, А. Д. Захаров, И. Е. Старов, А. В. Щусев и
др. В 1893 проведена реформа академии, в результате к-рой уч. программа
приблизилась к жизни, к преподаванию были привлечены крупнейшие художники-передвижники,
в т. ч. Репин.


В 19 в. в России появились ср. художеств,
школы. В 1809 открылась школа в Арзамасе. Её основатель воспитанник Академии
художеств А. В. Ступин построил систему обучения на академич. принципах.
За 40 лет существования школы в ней получили X. о. св. 150 молодых художников.
Крупную роль в X. о. сыграла школа, созданная в 20-е гг. 19 в. А. Г. Венециановым
в дер. Сафон-ково Тверской губ. В 1832 в Москве открылась рус. художеств,
школа - Художеств, класс (в 1843 преобразован в Уч-ще живописи и ваяния,
в 1865, после открытия при нём архит. отделения, -в Уч-ще живописи, ваяния
и зодчества). Среди учеников моек, школы были выходцы из народа (часто
из крепостных). В 19 в. из его стен вышли художники: А. К. Саврасов, Н.
В. Неврев, В. В. Пу-кирёв, В. Г. Перов, Н. А. Касаткин, И. И. Левитан,
К. А. и С. А. Коровины, М. В. Нестеров, С. В. Малютин и др. В разное время
в уч-ще преподавали Саврасов, И. М. Прянишников, А. М. Васнецов и др. В
нач. 20 в. в уч-ще получили образование художники К. Ф. Юон, М. С. Сарьян,
К. С. Петров-Водкин, А. М. Герасимов и др. С 1839 при Обществе поощрения
художеств
в Петербурге открылась рисовальная школа. Ряд её воспитанников
(В. В. Верещагин, Репин и др.) продолжал обучение в Академии художеств.
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. открылись художественные школы в Киеве и Казани,
художеств.-пром. школа в Екатеринбурге, рисовально-технич. классы в Пскове,
художеств, уч-ща в Одессе, Пензе, Тбилиси и др.


В 19 в. получила развитие подготовка мастеров
декоративно-прикладного иск-ва. В 1825 в Москве С. Г. Строганов основал
"Школу рисования в отношении к искусствам и ремёслам" (ныне Московское
высшее художественно-промышленное училище),
где готовились специалисты
декоративной живописи, резьбы по дереву, обработки металлов и т. д. Уч-ще
объявляло конкурсы, устраивало выставки, активно внедряло новые образцы
в пром-сть. Близким по профилю к школе Строганова было Уч-ще технич. рисования,
осн. А. Л. Штиглицем в Петербурге в 1876 (ныне Ленинградское высшее
художественно-промышленное училище
им. В. И. Мухиной).


После Окт. социалистич. революции 1917
во всех союзных республиках созданы художеств, вузы, уч-ща и школы. В основу
развития сов. иск-ва и X. о. положен метод социалистич. реализма. Обучение
рассматривается как единый процесс идейного воспитания, формирования образного
мышления и овладения проф. реалистич. мастерством путём глубокого изучения
натуры.


Учащиеся, окончившие 4 класса обще-образоват.
школы и проявившие способности к изобразит, иск-ву, принимаются в детские
художеств, школы (в 1977 -ок. 680). Продолжая учиться в общеоб-разоват.
школе, дети получают здесь в продолжение 4 лет общее эстетич. воспитание
и начальное X. о. Занятия в этих школах ведутся 2-3 раза в неделю. Среднее
художеств, и общее образование на базе 4 классов общеобразоват. школы дают
средние художеств, школы (в 1977 их было 7) при крупнейших художеств, вузах.
Специалистов со средним X. о. (художников-исполнителей, мастеров по различным
художеств, специальностям, учителей рисования) готовят художеств, уч-ща
(51 в 1977): Московское памяти 1905 года, Ленинградское им. В. А. Серова,
Пензенское, Казанское, Ярославское, Ростовское, Одесское, Тбилисское, Ташкентское,
Алма-Атинское, Таджикское (Душанбе), Туркменское (Ашхабад), Якутское и
др. художеств.-пром. (6) уч-ща, уч-ща (техникумы) декоративно-прикладного
иск-ва (9), в т. ч. художеств.-пром. уч-ща: Московское им. М. И. Калинина,
Абрамцевское и Загорское (Моск. обл.), Красносельское (Костромская обл.);
Киевский художеств.-пром. техникум, Каунасский техникум прикладного иск-ва
и др. В 66 художеств, средних спец. уч. заведениях в 1977 обучалось 15
тыс. чел. В художественных средних специальных учебных заведениях представлены
след, специальности: скульптура, художеств, роспись, театрально-декорац.
иск-во, преподавание черчения и рисования, художеств, ткачество, художеств,
оформление, художеств, обработка металла, дерева, кости, камня, стекла,
художеств, керамика, пром. эстетика и др. Срок обучения 4 года. Высококвалифицированных
рабочих архитектурно-отделочного профиля и мастеров декоративного иск-ва
выпускают художеств, проф.-технич. уч-ща (см. Профессионально-техническое
образование)
и проф.-технич. художественные школы - Федоскинская, Мстёрская
и др. (с 2-4-летним сроком обучения).


Художников высшей квалификации готовят
художественные
высшие учебные заведения
(академии, ин-ты, высшие художеств.-пром.
училища; в 1977 - 14), а также в архит., театр.-художеств., театр., полиграсрич.,
текст, и технологич. ин-тах, во Всесоюзном ин-те кинематографии, нек-рых
ин-тах искусств (см. Искусств институты) - Азербайджанском им. М.
А. Алиева, Уфимском и др. (см. Архитектурное образование, Искусствоведческое
образование, Театральные учебные заведения Полиграфические институты,
Лёгкой и текстильной промышленности институты, Кинематографии институт).
Художеств,
вузы и художеств, ф-ты др. вузов принимают окончивших художеств, средние
спец. уч. заведения и художеств, средние общеобразоват. школы, готовят
художников-живописцев, мастеров декоративно-прикладного и пром. иск-ва,
графиков, художников театра и кино, скульпторов, художников-архитекторов,
искусствоведов, преподавателей. Срок обучения 5-6 лет. Учителей рисования
для средних общеобразоват. школ готовят на художеств.-графич. ф-тах пед.
ин-тов (в 1977 - 27). Обучение спец. дисциплинам ведётся под руководством
профессоров - художников соответств. профиля. Крупнейшие сов. художники
отдали и отдают много творч. сил воспитанию и образованию молодёжи в художеств,
уч. заведениях. Это М. К. Аникушин, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, С.
В. Герасимов, И. Э. Грабарь, А. М. Грицай, У. М. Джапаридзе, Т. Э. Залькалн,
Э. Ф. Калнынь, Е. А. Кибрик, Г. М. Коржев, И. М. Кузминскис, М. Г. Манизер,
Е. Е. Моисеенко, Д. С. Моор, Д. К. Мо-чальский, А. А. Мыльников, Ю. М.
Непринцев, Я. И. Николадзе, Э. К. Окас, В. М. Орешников, В. Б. Пинчук,
Т. Т. Салахов, В. А. Серов, Н. В. Томский и др. Выпускники художеств, вузов
получают звание художника соответств. специальности и, кроме того, право
преподавания художественных дисциплин в средних художеств, уч. заведениях
и общеобразоват. школе. Науч. кадры в области изобразит., декоративного
и прикладного иск-ва, архитектуры, пром. эстетики готовятся в аспирантуре
Ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград),
Моск. художеств, ин-та им. В. И. Сурикова, Тбилисской академии художеств,
Моск. архит. ин-та, Ленингр. и Моск. высших художеств.-пром. уч-щ, Ленингр.
ин-та театра, музыки и кинематографии, в н.-и. ин-тах Мин-ва культуры СССР
и др. В развитии X. о. большую роль играет Академия художеств СССР.


Лит.: Сборник материалов для истории
имп. С.-Петербургской Академии художеств за сто лет её существования, ч.
1-3, СПБ, 1864 - 66; Савинов А. Н., Академия художеств. [К 190-летию со
дня основания. 1757-1947], М.-Л., 1948; Дмитриева Н. А., Московское Училище
живописи, ваяния и зодчества, М., 1951; Вопросы художественного образования.
Доклады, прения и постановления, М., 1957 (Академия художеств СССР. 8 сессия.
26-31 марта 1957); Зотов А. И., Академия художеств СССР. Краткий очерк,
М., I960; Вопросы художественного образования. Тематические сб. научных
трудов, [отв. редактор И. А. Бартенев], в. 1 - 20, Л., 1971-1977.


О. В. Заславская, А. Л. Каганович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я