Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ творческая
проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека
предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва; это достигается
путём приведения в единую систему функциональных и композиц. связей предметных
комплексов и отдельных изделий, их эстетич. и эксплуатац. характеристик.
X. к. (часто отождествляемое с дизайном)- неотъемлемая составная
часть совр. процесса создания пром. продукции, предназначенной для непосредств.
использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами,
технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному
учёту требований потребителя и повышению эффективности произ-ва. В условиях
социализма X. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего
все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.


X. к. осуществляет художник-конструктор
(дизайнер), использующий в своей работе результаты науч. исследований в
различных областях науки и техники, знающий совр. пром. произ-во, его технологию
и экономику.


X. к. опирается на теорию, разрабатываемую
технической
эстетикой,
а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики,
семиотики, системотехники
и др. наук. Метод X. к. складывается из художественно-конструкторского
анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования,
функциональ-но-эргономич. и конструктивно-техноло-гич. анализ, композиц.
анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе к-рого ведётся
функционально-эргономич. поиск, работа над композицией изделия). Для X.
к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответств.
масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать
оптимальные варианты композиц., цветографич., эргономич. и др. решений;
при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом
проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном
счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода X. к.
является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса
изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, к-рая должна
максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать
повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом X.
к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно
используемые изделия. В этом случае метод X. к. включает такие задачи,
как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий),
формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования
и т. п.


Возникновение X. к. относится к нач. 20
в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе
перехода от ручного к машинному произ-ву, к-рый повлёк за собой "...полный
технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство
мастера..." (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным
результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной
в новом изделии инж. идеи и его эстетич. неполноценностью, приведшей к
потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художеств,
значения. Осознание этого противоречия в сер. 19 в. приняло вначале форму
романтич. призыва к возрождению ср.-век. ремесл. традиций (Дж. Рескин,
У. Моррис), несостоятельность к-рого вскоре стала очевидной.


Основы зап.-европ. X. к. закладывались
в теоретич. и практич. работах художников, архитекторов и инженеров П.
Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), X. К. ван де
Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого
Веркбунда
и "Баухауза". В 1930-40-е гг. центр X. к. перемещается
из Европы в США, где оно развивается преим. в форме т. н. коммерч. дизайна
и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы.
Амер. пром. фирмы создают отделы X. к., возникает большое кол-во проектных
и консультативных дизайнерских фирм. В 1950-1960-е гг. очагами теоретич.
мысли в области X. к. становятся нек-рые дизайнер-ские вузы Европы и США.
Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественного конструирования.
В
ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают
гос. и обществ, орг-ции, ставящие своей задачей содействие развитию X.
к.,-нац. советы по дизайну, дизайн-центры и проф. ассоциации дизайнеров.
В 1957 они объединились в Междунар. совет орг-ций по художеств, конструированию
(ИКСИД).


Для практики X. к. капиталистич. стран
характерно создание пром. изделий с высокими потребительскими свойствами.
Здесь имеются также отд. примеры успешного использования X. к. для повышения
эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение
космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения X.
к. в 1960-70-х гг. стало создание т. н. фирменного стиля для крупных пром.
предприятий и корпораций, к-рый охватывает продукцию, упаковку, рекламу,
транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств,
признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетич. уровнем,
однако такого рода решения диктуются в основном рек-ламно-коммерч. соображениями.


В СССР предшественниками X. к. явились
деятели иск-ва (создавшие, напр., центры художеств, ремесла в Абрамцево,
Талашкино
и др.), представители рус. инж. школы (И. И. Рерберг, В.
Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов,
П. М. Энгельмейер).


После Окт. революции 1917 важной вехой
на пути к совр. X. к. стало создание Вхутемаса, с деятельностью
к-рого были связаны практики и теоретики производственного искусства.
В
1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались
в различных сферах проектирования несистематически. В послевоен. годы X.
к. развивалось преим. в отраслях пром-сти, связанных с трансп. машиностроением.
Первой специализированной орг-цией по X. к. было созданное в 1946 Архит.-художеств,
бюро Мин-ва трансп. машиностроения СССР, к-рое разрабатывало художественно-конструкторские
проекты пасс, судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т. п.


Развитие сов. X. к. интенсифицировалось
после выхода в свет постановлений Сов. Мин. СССР "Об улучшении качества
продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем
внедрения методов художественного конструирования" (1962) и "Об использовании
достижений технической эстетики в народном хозяйстве" (1968). В 1962 были
созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд спец. художественно-конструкторских
бюро (СХКБ) в различных отраслях пром-сти, в 1960-1970-х гг.-большое кол-во
художественно-конструкторских подразделений на пром. предприятиях, в КБ
и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут науч. разработку вопросов методик X.
к., его эргономич. основ, осуществляют экспериментальное проектирование
важнейших видов пром. изделий, методич. руководство работой художников-конструкторов
в пром-сти. С 1964 издаётся ежемесячный информац. бюллетень "Техническая
эстетика", освещающий вопросы теории, методики и практики X. к., выпускаются
"Труды" ВНИИТЭ, биб-лиографич. и обзорные издания, ведётся пропаганда X.
к., организуются выставки достижений сов. и зарубежного X. к., осуществляется
информац. обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ - член Междунар. совета
орг-ций по X. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён междунар. конгресс
по дизайну и X. к.


Одна из осн. тенденций развития совр. сов.
X. к.-расширение проектно-конст-рукторских задач, рост их масштабов (наряду
с разработкой отд. изделий комплексное оборудование крупных объектов и
предметное оснащение функциональных служб). В X. к. осуществляется переход
от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ,
способствующих повышению качества продукции и эффективности произв. объединений
и целых отраслей пром-сти.


В др. социалистич. странах X. к. также
находит широкое применение, оно используется в решении важных нар.-хоз.
задач (в особенности тех, к-рые связаны с повышением качества пром. продукции,
культуры произ-ва) и развивается планомерно при содействии гос-ва; создаются
отраслевые и межотраслевые центры X. к., н.-и. орг-ции, гос. координирующие
органы.


Илл. см. на вклейках, табл. XXVI, XXVII
(стр. 384-385).


Лит.: Краткая методика художественного
конструирования, М., 1966; Художественное конструирование в СССР. 1966
- 1967, М., 1969; Основы методики художественного конструирования, М.,
1970; Д и ж у р А. Л., Художественное конструирование в социалистических
странах, М., 1971; Художественное конструирование в СССР. 1968 - 1969,
М., 1971; Соловьев Ю Б., Художественное конструирование в США, "США", 1972,
№ 8; Художественное конструирование в СССР. 1970-1973, М., 1975; Drey-fuss
Н., Designing for people, N. Y., 1967; Ashford F., The aesthetics of engineering
design, L., 1969; К e 1 m M., Produktionges-taltung im Sozialismus, В.,
1971; D о г f-1 e s s G., Introduzione al disegno industriale, Torino,
1972; Archer L. .В., Design awareness and planned creativity in industry,
Ottawa-L., 1974; Papanek V., Design for the real world, St. Albans, 1974.

Ю. Б. Соловьёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я