Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ одна
из форм народного творчества. Включает в себя создание в исполнение художеств,
произв. силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, нар.
театры)или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).


В дореволюц. России любители иск-ва объединялись
в кружки и об-ва при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, нар.
театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся
ко всякой народной инициативе.


После Окт. революции 1917 в X. с. были
вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и
др.). В 1920-е гг. репертуар самодеят. кружков носил агитац. характер (состоял
из обозрений, лит. монтажей, концертных номеров, сатирич. частушек и др.).
Большое распространение получили коллективы "Живая газета", "Синяя блуза",
"Красная рубаха" и др. В сер. 20-х гг. зародилось движение ТРАМов (см.
Театр
рабочей молодёжи).
КПСС и Сов. пр-во создали все условия для развития
творч. сил народа. Огромное значение имели выступления В. И. Ленина с оценкой
Пролеткульта,
письмо
ЦК РКП(б)"О пролеткультах" (1920), постановление СНК РСФСР "Об улучшении
театрального дела" (1930), предлагавшее усилить взаимодействие проф. и
самодеят. театра, обеспечить постоянную помощь X. с. Самодеят. коллективы
возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, уч.
заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т. д.
К середине 30-х гг. X. с. достигла высокого идей-но-художеств. уровня.
Многие мастера проф. иск-ва (В. В. Барсова, И. М. Москвин, М. М. Тарханов
и др.) взяли шефство над самодеят. коллективами. Для руководства самодеятельностью
и помощи ей был создан Центр, дом самодеят. иск-ва, преобразованный в 1936
во Всесоюзный дом нар. творчества (с 1939-им. Н. К. Крупской), а в 1958
в Центр, дом нар. творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома нар. творчества
организованы во всех республиках, краях и областях. В 30-е гг. в различных
союзных и авт. республиках появились самодеят. нац. хоры, ансамбли песни
и пляски, распространение получили кружки изобразит, и прикладного иск-ва.
С кон. 30-х гг. в репертуар театр, коллективов начали входить лучшие пьесы
сов. драматургов, классич. произв. В 1937 на моек, смотре художеств, самодеятельности
были показаны спектакли: "Укрощение строптивой" (клуб "Каучук") и "Ромео
и Джульетта" (клуб "Авиахим") Шекспира, "Мещане" (Дом культуры им. Горбунова)
и "Васса Железнова" (Клуб им. Кухмистерова) Горького, "Очная ставка" бр.
Тур (клуб "Красный деревообделочник") и др. В 1940-41 проведён Всесоюзный
смотр театр, самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22
тыс. сельских). Во время Великой Отечеств, войны гл. место в репертуаре
X. с. заняла воен.-патриотич. тема, велась большая работа по обслуживанию
фронта, госпиталей, предприятий оборонной пром-сти и т. д. На Всесоюзных
смотрах в кон. 40-х -нач. 50-х гг. был продемонстрирован ряд значит, спектаклей:
"Ревизор" Гоголя (Ленингр. ун-т), "Шторм" Билль-Белоцерковского (Дом культуры
им. Горбунова, Москва), ч Егор Булычев и другие" Горького (Вы-боргский
дом культуры, Ленинград), "Аттестат зрелости" Гераскиной (Дом культуры
Автозавода им. Лихачёва, Москва) и др. С кон. 50-х гг. наиболее зрелые
самодеят. коллективы получили звания народных театров. Среди них: нар.
театры при домах культуры Автозавода им. Лихачёва, Метростроя, им. Горбунова
в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте,
Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры
з-да "Большевик" в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо дра-матич., работают
также и муз. театры -оперные (при Центр, доме культуры железнодорожника
в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпед-ский оперный нар.
театр, Нар. оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при
Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Моск. нар. театр оперетты
при Доме культуры им. Гагарина в Москве). Распространение получили различные
самодеят. ансамбли (Ансамбль нар. танца Ашхабадского с.-х. ин-та, рижский
танц. ансамбль "Гатве"), оркестры, цирковые (напр., в г. Череповце) и эстрадные
коллективы, хоры (Нар. хор АН Латв. ССР, Тартуский муж. хор "Гаудеамус",
Хоровая капелла Старокраматорского маш.-строит, з-да). На базе самодеятельности
выросли мн. проф. драматич. и муз. театры, ансамбли. За счёт талантливых
участников X. с. пополняются крупнейшие проф. коллективы. К руководству
X. с. привлекаются мастера проф. иск-ва. X. с. играет большую роль в деле
эстетич. воспитания трудящихся. Обогащение художеств, сокровищницы социалистич.
общества достигается на основе сочетания массовой художеств, самодеятельности
и проф. иск-ва. Новым свидетельством внимания партии к развитию художеств,
культуры сов. народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий Мин-ва
культуры СССР, Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР и Гос.
комитета Совета Министров СССР по проф.-технич. образованию "О проведении
первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества
трудящихся" (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет.
Первый фестиваль (1975-77) поев. 60-летию Окт. революции 1917. В коллективах
X. с. в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников,
с к-рыми работало 150 тыс. штатных и св. 500 тыс. обществ, руководителей.
Число коллективов, удостоенных звания "народный" (театров, цирков, филармоний
и т. п.), составляло св. 4500. См. 24-й том БСЭ, книга II-"СССР",
раздел Художественная самодеятельность в статьях о союзных республиках,
а также статьи Народный театр. Клубные учреждения, Культурно-просветительная
работа
в соответствующих томах БСЭ.


Широкий размах самодеят. иск-во получило
и в др. странах социализма, где были созданы благоприятные условия для
развития X. с. В 1950-е гг. возникли спец. методич. центры по руководству
X. с. (Центр, орган по делам X. с. в Чехословакии, Центр, дом нар. творчества
в ГДР, Ин-т нар. иск-ва в Венгрии).


Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии
в 1956-74 проведено 4 респ. фестиваля X. с.; в 1973 здесь было св. 15 тыс.
коллективов X. с. (более 500 тыс. участников), к-рые дали св. 68 тыс. спектаклей,
обслужив более 21 млн. зрителей. В Венгрии в X. с. участвует 8-10% населения
(12-18% молодёжи). В Чехословакии в 1974 насчитывалось ок. 23 тыс. ансамблей
(ок. 4 млн. чел.). В 1975 в ГДР в X. с. участвовало ок. 1,4 млн. чел.;
20 тыс. самодеят. коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений
для 35 млн. зрителей. Социалистич. страны обмениваются опытом работы в
области X. с. В Кракове (1975) состоялось совещание представителей нац.
центров X. с. социалистич. стран.


Коллективы X. с. (хоры, вокальные ансамбли,
оркестры и др.) имеются и в капиталистич. странах. Они существуют на средства
отд. частных лиц, обществ, орг-ций. В нач. 30-х гг. в Германии, Австрии
одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов,
в создании и деятельности к-рых участвовали видные прогрессивные деятели
культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции;
важное значение приобрела деятельность Нар. муз. федерации. В 1956 в Париже
состоялась Междунар. хоровая олимпиада. Многочисл. хоровые объединения
имеются в Финляндии, Швейцарии ("Швейцарский союз рабочих певцов" и др.).
В Швеции функционируют св. 60 любительских оркестров. В США работают студенч.
оркестры (духовой оркестр Мичиганского ун-та и др.), хоры, вокальные ансамбли,
театр, труппы. Лит.: Художественная самодеятельность Ленинграда,
Л.-М., 1957; Народные таланты. Художественная самодеятельность профсою-зов,
М., 1958; Гудовичев В. Н., Художественная самодеятельность, М., 1964; Записная
книжка участника художественной самодеятельности, М., 1965; Массовость
и мастерство. Проблемы и практика художественной самодеятельности, М.,
1966; Е в-к и н С. И., Шехтман Л. Б., Художественная самодеятельность России,
М., 1967; Баякунов О., Самодеятельное искусство Киргизии, Фр., 1967; Шехтман
Л., Искусство миллионов, М., 1968; Фольклор и художественная самодеятельность,
Л., 1968.

А. С. Иванов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я