ХРИСТОС

ХРИСТОС (греч. Christds, букв.-
помазанник), Иисус Христос, в хрнст. церк. учении основатель христианства.
Согласно
евангельской мифологии X. родился от "святого духа" в Вифлееме у Марии,
жены
Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от Ирода;
вернулся
в Палестину и был крещён Иоанном Крестителем. X. собрал вокруг себя 12
учеников-апостолов (Пётр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними
по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда
предал X. за 30 сребреников. На пасхальной неделе X. был осуждён римским
наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками,
распят на кресте и затем похоронен, но "по прошествии субботы" воскрес.
Дошла до нас и "антилегенда" о X. (передана рим. писателем 2 в. Цельсом,
в Талмуде и др.), согласно к-рой X. был сыном Марии и рим. солдата
Пантеры (Пандиры) а за чародейство был забит камнями. Христ. богословие
2-4 вв. развило намеченную в Новом завете идею о X. как сыне божьем; он
стал рассматриваться как второе лицо Троицы. Ортодоксальное христианство
приняло концепцию X. - богочеловека, в к-ром были соединены человеческая
и божественная природы.


Вопрос об историчности X. вызывает среди
религиоведов острые споры. Существуют два осн. направления: 1) мифологическое
- признающее X. мифическим образом, созданным на основе тоте-мических верований
или земледельческих культов, подобно культу Осириса, Там-муза и др. Иногда
в мифе о X. видят вариант легенды о Будде или результат астрологических
спекуляций. 2) Историческое - признающее X. исторической личностью. В пользу
историчности X. приводятся аргументы: упоминания о нём у Иосифа Флавия
и Тацита, наличие во 2 в. чантилегенды" о X. (в к-рой отрицается не существование
X., а лишь приписываемый ему ореол божественности), раннее происхождение
евангелий (сохранились папирусные фрагменты евангелия от Иоанна, датируемые
нач. 2 в.). Согласно аргументам, выдвигаемым ми-фологич. направлением,
мифичность X. гл. обр. доказывают: противоречия в новозаветном рассказе
о X., обилие приписанных ему чудес, ошибки в описании быта и природы Палестины,
отсутствие сведений о X. у греко-рим. авторов 1 в. н. э. (подлинность упоминаний
о X., имеющихся у Иосифа Флавия и Тацита, исследователи этого направления
оспаривают); нек-рые из историков этой школы утверждают, что евангелия
создавались в кон. 2 в., т. е. много позднее описываемой в них жизни X.,
и образ X. сложился в них под влиянием Плутарха.


Образ X. занимает важное место в ср.-век.
лит-ре и искусстве. X. оставался в центре внимания художников Возрождения.
В новое время в X. видели нравственный идеал (Л. Толстой), революционера-бунтаря
(К. Каутский), героя-страдальца (Э. Ренан).


Лит.: Древе А., Отрицание историчности
Иисуса в прошлом и настоящем, пер. с нем., М., 1930; Кушу П., Загадка Иисуса,
пер. с франц., М., 1930; Куб дано в М. М., Иисус Христос - бог, человек,
миф?, М., 1964; Каждан А., Историческое зерно предания об Иисусе, "Наука
и религия", 1966, МЬ2;Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?,
М., 1969; его же, История религии, т. 1, М., 1975, с. 145-155.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я