ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО
Таблица XXVI



К ст. Художественное <конструирование.
Зарубежное художественное конструирование. 1. Пишущая машинка фирмы "Дактиль"-
(Франция). Нач. 20 в. 2. П. Б е р е н с. Электрический чайник фирмы "Альгемайне
электрицитетс гезельшафт" (Германия). 1908. 3. Кронциркуль фирмы "Браун
энд Шарп". 1934. 4. Выключатель фирмы "Адольф Феллер" (Швейцария). Ок.
1945. 5. Ч. Им с. Громкоговоритель фирмы "Стивене трусоник инкорпорейтед",
модель Е-2. 195/. 6. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы "Бадд компании. 1955.
7. Швейная машинка "Мирелла" фирмы "Некки" (Италия). 1956. 8. А. А а л
т о. Табуретка и стулья фирмы "Артек" (Финляндия), 1933. 9. А. С т е fine
р. Образцы упаковки фирмы "Пьеррель" (Италия). 1957. (3, 5, 6 - США.)
Таблица XXVII



К ст. Художественное конструирование.
Советское
художественное конструирование.


1. С. И. Ж б а н н и к о в, Б. К. К у з
н е ц о в и др. Автобус "Турист люкс" Павловского автобусного завода. 1968.


2. О. П. Ф р о л о в, Н. А. М о л о к о
в, В. А. Ш и л е н к о в. Теплоход на подводных крыльях "Восход-2". 1971.


3. Л. А. Г а к к е л ь, В. А. Ц е п о в.
Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973. 4. И. В. С а н д л
е р, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972. 5. В. С. К о б ы л и н с к и и.
Автосамосвал БелАЗ-549. 1967. 6. Г. Ф. Д з ю 6 а, Д. Н. Ш м е л ь к о в,
А. А. В е л и ч к и н а. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976. 7. В.
Л. М и л е в с к и и, Н. В. Стае. Разработка фирменного стиля Минского
производственно-технического объединения "Горизонт". 1975. 8. А. А. Г р
а ш и н, А. И. Г о р я ч и и, Л. А. К у з ь м и ч ё в и др. Гидрокопировальный
станок с программным управлением модели Т320-1. 1973. 9. Г. А. Г л у д
и н ь ш. Микромотороллер "Мини-мото". 1970-71. (В подписях указаны только
авторы художественно-конструкторского решения.)

<Таблица


К ст. Хольбейи (произведения X.
Хольбейна Младшего). 1. "Мадонна бургомистра Мейера". 1525-26. Дворцовый
музей. Дармштадт. 2. "Епископ". 3. "Старик". 4. "Землепашец". 5. "Фитцуильям,
граф Саутхемптонский". Ок. 1542. 6. "Г. Паркер". 7. "Уорем, архиепископ
Кентерберийский". 1527. 8. "Жена и дети художника". Темпера. 1528-29. Публичное
художественное собрание. Базель. 9. "Анна Клеве". 1539. Лувр. Париж. 10.
"Мёртвый Христос". 1521. Публичное художественное собрание. Базель, фрагмент.
11. "Французские послы Ж. де Динтевиль и Ж. де Сельв". 1533. Национальная
галерея. Лондон. (2-4 - из серии рисунков "Пляски смерти", 1524-26; изданы
как гравюры на дереве в 1538) (5-7 - рисунки чёрным и цветными мелками,
Королевская библиотека, Виндзор.)
Таблица XXIX



К ст. Цирк. 1.< Здание школы
верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770. 2. Акробатическая группа цирка
Астлея. Лондон. 1770. 3. Внутренний вид цирка Билла Рикетса. Филадельфия.
1785. 4. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843. 5. Внешний вид цирка Саразани.
Берлин. 1930. в. Водяная пантомима в цирке Чинизелли. Петербург. 19 в.
7. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США. 8. Дрессировщица У. Бётнер
с белыми медведями. ГДР. 9. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.
10. Акробаты Варади. Венгрия.
Таблица XXX



К ст. Цирк. 1-8.< Выступления
советских артистов: 1. Джигиты Кантемировы ("Али-Бек"). 2. Дагестанские
канатоходцы "Цовкра". 3. Жонглёр А. Н. Кисе. 4. Дрессировщик А. И. Попов
в номере "Приём у доктора Айболита".. 5. Баланс на ножной лестнице эквилибристов
под руководством Е. Т. Милаева.6. "Летающие акробаты" Арнаутовы. 7. Иллюзионный
номер Э. Т. Кио "Загадочный домик". 8. Конные дрессировщики Л. Т. Котова
и Ю. М. Ермолаев. 9. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.

<Таблица


К ст. Цирк. Выступления советских
артистов: 1. Воздушные гимнастки сестры Кох. 2. Эксцентриада на свободной
проволоке О. К. Попова. 3. Дрессировщик В. И. Филатов. 4. Клоун Карандаш
(М. Н. Румянцев). 5. Дрессировщица И. Н. Бугримова. 6. Акробаты-прыгуны
на подкидных досках под руководством В. В. Довейко. 7. Дрессировщик В.
Г. Дуров.
Таблица XXXII



К ст. Царицыно. 1.< Восьмигранный
кавалерский корпус.2. Фигурный мост, 3. Фигурные ворота. 4. Приёмный дворец
Екатерины II (Оперный дом). 5. Дворец (1786-92, архитектор М. Ф. Казаков).
Угловая башня, в. Полуциркульный дворец. 7. Мост через овраг. (1-4, 6,7
- кон. 18 в., архитектор В. И. Баженов.)



тилетия получило распространение и среди
др. этнич. групп. Кризис рабовладельческого строя, тяжёлый социальный и
политич. гнёт вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покорённых
народов. После подавления Римом нар. движений нач. 1 в. н. э. широкое распространение
получили настроения отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям.


X. выразило протест (в религ. форме) рабов,
угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого
гос-ва. Важнейшими отличиями нарождавшегося X. от прочих религий древности
был полный отказ от этнич. и социальных перегородок в вопросах веры, от
жертвоприношений, обрядности. Успеху X. способствовало его учение о бессмертии
души и загробном воздаянии. Объясняя моральную и материальную нищету внутр.
испорченностью, греховностью каждого отдельного человека, X. провозглашало
духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного
спасителя как гарантию избавления людей от греха. Т. о. была обретена форма
ч... внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к
чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., см. Маркс К. я Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 19, с. 314). X. (наряду с буддизмом, иудаизмом и нек-рыми
др. религиями) называют иногда "религией спасения".


X. сложилось на основе иудейских сект,
течений - зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию
одной из общин ессейского толка вскрывают кум-ранские находки, см. Мёртвого
моря рукописи)
и др. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом
и ранним X. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим.
философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования).
чОтцом христианства" Ф. Энгельс называл (см. там же, с. 307) представителя
иудейско-греч. философии Филона Александрийского (1 в. н. э.): X.
восприняло его идеи о божественном логосе - посреднике между богом и людьми,
мессии, спасителе рода человеческого. Другой важный идейный источник X.-
философия рим. стоика Сенеки (1 в. н. э.), высказывавшего мысли
о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве
всех людей, в т. ч. и рабов, перед роком. Христ. мифология складывалась
под большим влиянием вост. культов (напр., культа Исиды и Осириса,
умирающего
и воскресающего бога, культа Митры и др.).


Первые общины, признавшие нового бога-спасителя
Христа, появились, по-видимому, в Малой Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире,
Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают,
что впервые христ. общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из
социальных низов. Раннее X. представляло собой "... религию рабов и вольноотпущенников,
бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс
Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием
клира;
члены
общин устраивали совм. трапезы, собрания, на к-рых произносились проповеди.
Не было ещё упорядоченного культа, и до нач. 2 в. не выработалось единого
вероучения. Для раннего X. характерно разнообразие группировок, течений,
между к-рыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения; всеобщими
были лишь ненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление
от его ига, вера в близкое пришествие бога-спасителя и установление на
земле ч царства божьего" во гл. с Христом. Этой верой проникнут древнейший
из дошедших до нас памятников христ. лит-ры - Апокалипсис (2-я пол. 1 в.).
Из Апокалипсиса явствует, что к этому времени христианская мифология, догматы
и культ ещё не сложились; нет упоминания о к.-л. церк. организации и др.
Апокалипсис отразил в первую очередь бунтарские настроения народных масс,
угнетённых Рим. гос-вом, однако он свидетельствует о наличии в X. этого
периода и иного течения: помимо духа сопротивления, выражены идея долготерпения,
призыв к пассивному ожиданию исхода борьбы божественных сил с антихристом
и наступления чтысяче-летнего царства". В процессе эволюции X., изменения
социального состава общин и приспособления к реальным условиям бунтарские
настроения в X. постепенно отходили на второй план (что в итоге обусловливалось
политич. незрелостью самого движения масс). Во 2 в. возобладало течение,
призывавшее трудящихся безропотно чнести свой крест", уповая на сверхъестественное
избавление, на чбожью волю". В вероучении всё больше подчёркивалось страдание
бога-спасителя, его культ стал по сути обожествлением человеческого страдания,
смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в X. в качестве
необходимого условия для достижения блаженства в чзагробном мире" (чмногими
скорбями надлежит нам войти в царствие божие" - Деяния, XIV, 22).


Победа течения, призывавшего к примирению
с существующими порядками, знаменовала новый этап развития раннего X. чВторое
пришествие" Христа отодвигалось в неопределённое будущее. Этот этап развития
X. можно проследить по т. н. Посланиям апостола Павла (кон. 1-1-я пол.
2 вв.). В них подчёркивается, что всякая земная власть установлена богом
и ей необходимо подчиняться; дети должны повиноваться родителям, жёны -
мужьям, а рабы - господам (Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена
тенденция радикального разрыва с иудаизмом [впервые здесь формулировалось
обвинение иудеев в убиении Христа (Первое послание к фесса-лоникийцам,
II, 15)], сопровождавшаяся формированием христианской идеологии. Облик
Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты (правда, в посланиях
нет ещё подробностей о его земной жизни). X. предстаёт как более или менее
сложившаяся религия (со своими догматикой, символом веры и обрядностью)
в сочинениях (ок. 150) первого христианского апологета Юстина, где
жизнеописание Христа во многом совпадало с евангельскими повествованиями.
Юстин уже подробно описывал различные христианские таинства, формулировал,
правда в самом общем виде, символ веры. В завершённом виде жизнеописания
Христа предстают в евангелиях. 4 из них (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна),
признанные складывавшейся христ. церковью чбогодухновенными" (написанными
по внушению бога), были включены ею в Новый завет и явились основными священными
книгами X. Канонизация (признание Священным писанием) христианской церковью
новозаветных евангелий во 2-й пол. 4 в. свидетельствовала о завершении
процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем,
претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. В
евангелиях наиболее чётко из всех писаний Нового завета выражено учение
о непротивлении злу (ч...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую
щеку твою, обрати к нему и другую",- Матф., V, 39) и загробном воздаянии
блаженством за земные страдания. Проповедь грядущего царства в евангелиях
теряет свою прежнюю анти-рим. направленность, звучит призыв к примирению
с властями предержащими, с чязыческой" императорской властью (в уста Христу
вложено изречение: ч...отдавайте кесарево кесарю, а божие богу",-Матф.,
XXII, 21). Со временем это позволило сделать X. орудием в руках эксплуататорских
классов.


Изменения в христ. идеологии во 2-Звв.
были тесно связаны с изменением первоначального социального состава христ.
общин. Кризис рабовладельч. способа произ-ва всё более сказывался и на
состоятельных слоях общества. В христ. общины в большом количестве стали
вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования
христ. общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат
управления, то с сер. 2 в. идёт усложнение организации. Состоятельные христиане,
жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значит,
влияние; всё чаще они занимали должности епископов и дьяконов, ведавших
общинным имуществом, хоз. делами общины. Постепенно в руках епископов сосредоточилось
управление христ. общинами; от прежнего демократич. принципа не осталось
и следа, возник монархич. епископат. Епископы, дьяконы всё больше обособлялись
от массы верующих. Для обоснования их привилегированного положения постепенно
выработалось учение об особой ч благодати", ниспосланной богом этим должностным
лицам, дающей им исключит, право совершать религ. обряды, быть наставниками
остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась
церк. организация, разделённая на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться
ин-т монашества. Укрепление связей между отдельными общинами способствовало
процессу образования единой христ. церкви, управляемой епископами. Складывавшаяся
церковь всё решительнее отказывалась от демократич. тенденций первонач.
X. и стремилась сначала к компромиссу с языческой императорской властью,
а затем и к прямому союзу с рабовладельческим гос-вом, что вызывало протест
значит, части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов,
новатиан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, выступали в защиту
принципов первонач. X.


С формированием церк. организации разрабатывались
и всё более усложнялись культ и догматика X. Для выработки единого вероучения
была начата канонизация определённых христ. писаний. При включении в Новый
завет тех или иных произв. церковь проявила стремление отвергать сочинения,
отражавшие демократич. тенденции первонач. X., бунтарские настроения. В
вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут добиться не только
бедные (как это часто подчёркивалось на раннем этапе развития X.), а все
верующие в Христа, выполняющие церк. обряды, подчиняющиеся церк. дисциплине,
проявляющие смирение и терпение. Первоначальные общинные собрания, трапезы-вечери
превращались в богослужения. Обряды всё более усложнялись, впитывая в себя
культовые действия религий древнего мира. Т. о. вырабатывались осн. христ.
таинства,
праздники,
богослужение, сохранившиеся с той или иной модификацией до наших дней.


Складывавшаяся христ. церковь стала представлять
собой значительную силу. Рим. императоры, рассматривая христ. церковь как
возможную политич. соперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы
в период кризиса 3 в. жестоко преследовали христиан, приравнивая к политич.
неблагонадёжности их отказ от жертвоприношений в честь рим. богов (гонения
на христиан во 2-й пол. 3 - нач. 4 вв. при имп. Деции, Валериане, Диоклетиане).
Однако в дальнейшем, распознав сущность идеологии, характер и значение
деятельности христ. церкви, императоры для обеспечения покорности нар.
масс стали опираться на христ. орг-цию. Церковь использовалась в 4 в. также
для борьбы за императорский престол. Получивший поддержку христ. церкви
имп. Константин I (правил в 306-337), оставаясь "язычником", объявил X.
официально дозволенной религией. В 325 император созвал 1-й Вселенский
собор
из представителей церк. верхов. На соборе был принят "Символ
веры", был оформлен союз между императорской властью и церковью. На Вселенских
соборах 325 и 381 был закреплён догмат о Троице. Имп. Феодосии I
(379-95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так X. из гонимой
религии превратилось в государственную, освятив социальные порядки, к-рые
вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. "...Христиане, получив
положение государственной религии, забыли "о наивностях" первоначального
христианства с его демократически-революционным духом" (Ленин В. И., Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 43). Христ. церковь вела ожесточённую борьбу
не только с язычеством, но и с ересями внутри X. Победе X. над языческими
религиями способствовали также и куль- товые заимствования из них. В христ.
культе распространилось почитание свя- тых, мучеников, ангелов; они явились
б. ч. преемниками богов древних религий.


Особенности историч. развития зап. и вост.
частей Рим. империи привели к расхождениям между христ. церквами Запада
и Востока, особенно усилившим- с ся после разделения в 395 Рим. империи
на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. "папы") претендовали на главенствующее
положе- с ние в христ. мире (см. ст. Папство), В Вост. Рим. империи
(Византии) им противостояли константинопольские пат- риархи. Соперничество
между этими церк. орг-циями было источником споров по вопросам догматики
и культа. Раз- деление христ. церкви на католич. (западную) и православную
(восточную) датируется 1054, но на деле являлось многовековым процессом,
завершившим- ся в нач. 13 в. К 13 в. вся Европа была христианизирована.
На Руси X. распро-странилось под влиянием Византии с кон. 10 в. (утвердившаяся
в Рус. гос-ве православная церковь вплоть до сер. 15 в. находилась под
контролем константинопольских патриархов). При наличии нек-рых различий
культового, организационного и догматич. характера и католицизму, и православию
в эпоху феодализма была присуща общая социальная роль: оба они служили
укреплению феод, строя, религ. средствами санкционировали и освящали устои
феод, общества. Экономич. базой и той и др. церквей являлось крупное церк.
(особенно монастырское) феод, землевладение. В эпоху феодализма в европ.
гос-вах X. стало господствующей идеологией. В ср. века установилась монополия
христ. церкви на систему воспитания, образования. В раннее средневековье
клир являлся единств, грамотным слоем населения; христ. монастыри способствовали
распространению грамотности, книжного дела (при них функционировали школы,
мастерские письма); христ. церковь, сформировавшаяся ещё в Рим. империи,
выступала единственным носителем элементов антич. культуры, но использовала
антич. наследие лишь в урезанном, выхолощенном виде, в той мере, в какой
оно способствовало укреплению христ. догмы. По мере роста светской культуры
церковь становилась тормозом на пути её развития. Наука была скована теологич.
ограничениями, философия стала служанкой богословия; христ. церковь преследовала
малейшие проявления свободомыслия.


Ср.-век. движения против феод, строя, оппозиция
крестьян, плебейства, бюргерства в первую очередь были направлены против
церкви, освящавшей этот строй, принимали чаще всего форму ересей (павликиан,
богомилов, катаров, валь-денсов, стригольников и др.). Наибольшего размаха
антифеод, движение в форме борьбы против католич. церкви достигло в период
Реформации.
В
16 в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся
на части терр. Германии, в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии,
Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием)
осн. ветвь X.- протестантизм. Протестантизм отражал интересы буржуазии,
выступавшей против феод, церкви. Он был знаменем первых бурж. революций
(в т. ч. Англ. бурж. революции 17 в.) и в тот период играл относительно
прогрессивную роль. В дальнейшем протестантизм утратил прогрессивный характер,
протестантские церкви стали опорой бурж. гос-в.


Исторически связанные с феодализмом католицизм
и православие со 2-й пол. 19 в. также приспособились к условиям капиталистич.
общества. Христ. церкви стали отстаивать незыблемость капиталистич. частной
собственности, противопоставлять распространявшимся социали-стич. идеям
идею классового мира, гармонии интересов работодателей и работников. Новые
тенденции в политике христ. церкви в условиях бурж. гос-ва нашли яркое
отражение в энциклике папы Льва XIII "Рерум новарум" (1891),
оправдывающей и защищающей капиталистический строй. В своей деятельности
христ. церкви широко используют социальную демагогию, пропагандируя представление
о X. как выразителе и защитнике общечеловеческих интересов, выдвигая идею
о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровления, чему всё
ещё верят политически отсталые слои трудящихся капиталистич. стран. Во
мн. странах были созданы христианские профсоюзы, партии, молодёжные
и др. массовые орг-ции на конфессиональной основе в целях раскола классовых
орг-ций трудящихся и пропаганды реакц. идеи сотрудничества классов. Руководство
этих орг-ций препятствовало развёртыванию революц, борьбы пролетариата.
В кон. 19 в. в связи с борьбой империалистич. держав за раздел мира усилилась
миссионерская деятельность христ. церквей (см. Миссионерство), всегда
способствовавшая колониальным завоеваниям.


Христианское духовенство враждебно встретило
победу Окт. социалистич. революции в России, деятельно поддерживая внутр.
и междунар. реакцию в её попытках реставрировать капитализм. Реакц. руководители
христ. церкви ведут систематич. идеологич. и политич. борьбу против социалистич.
стран, коммунистич. движения, фальсифицируя его задачи и идеалы. В 1949
и 1959 Ватиканом были изданы декреты, отлучающие от церкви коммунистов,
а также и католиков, к.-л. образом с ними сотрудничающих.


Изменение соотношения сил в мире после
2-й мировой войны 1939-45, возникновение и упрочение мировой системы социализма,
рост мирового нац.-освободит, движения вызвали известное изменение курса
христ. церквей не только в социалистич. странах (под воздействием масс
верующих, а также представителей низшего духовенства), но и в капиталистич.
гос-вах. Совр. эпоха накладывает отпечаток на все христ. направления и
их институты. В бурж. странах, несмотря на стремление правящих кругов всемерно
использовать X. во всех сферах духовной и обществ, жизни, наблюдается ослабление
традиционного воздействия X. на верующих. Позиции X. подтачиваются ростом
демократич. и социалистич. движений, участием в них верующих, всё более
осознающих, что для достижения социальной справедливости и прочного мира
нужны организованные действия самих трудящихся. Совр. кризис X. сказывается
прежде всего в росте атеизма, антиклерикализма и свободомыслия среди различных
слоев населения и прежде всего рабочего класса.


Деятели X. вынуждены идти на модернизацию
церкви, её идеологии, культа, организации, форм миссионерской деятельности.
Происходит процесс, к-рый в своё время В. И. Ленин назвал "подновлением"
и "подчищением" религии (см. там же, т. 45, с. 27). Совр. "подчистка" заключается
в попытке лучше приспособить к духу времени религ. доктрину и орг-цию,
чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистич.
взглядам совр. человека, добиться максимальной мобильности всех звеньев
церк. орг-ции, "демократизировать" сложный христ. культ. Вырабатывается
новое отношение к рабочему и нац.-освободит, движению, коммунизму, к совр.
науч.-технич. прогрессу, к другим христианским и нехристианским церквам
и т. д. При этом в бурж. странах реакц. христ. деятели продолжают защищать
устои капитализма. Однако имеются священнослужители, деятели левых религ.
течений, к-рые искренне считают, что исповедуемое ими вероучение является
стимулом для обеспечения "социального благоденствия". Они отстаивают антиимпериалистич.
позиции в междунар. отношениях, выступают за социальные преобразования.
В социалистич. странах христ. церкви заняли лояльные позиции по отношению
к социализму. Часть христ. духовенства под напором достижений совр. науки
настаивает на отказе в религ. доктрине от буквального понимания наиболее
фантастич. ветхозаветных представлений. Церковь вынуждена санкционировать
то, что уже завоёвано трудящимися в напряжённых классовых боях. Так, в
принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) конституции "Церковь в современном
мире" говорится о праве трудящихся на объединение, признаётся законность
забастовки как средства защиты прав рабочих. Новый этап христ. идеологии
сказывается также в использовании социологич. и экономич. концепций либерального
характера (идеи диффузии собственности, "нар. капитализма", "индустриального
общества" как средства уничтожения социального неравенства и т. п.).


Важное место в деятельности совр. христ.
орг-ций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межвероисповедных
распрей, на сближение разновидностей X. и создание единого фронта против
атеизма и материализма (см. Экуменическое движение). В идеологич.
документах различных христ. церквей всё чаще можно встретить указание на
положит, значение богословского и культового наследия др. ветвей X. 7 дек.
1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совм. заявления
католич. церкви и Константинопольской православной церкви о взаимном отказе
от анафемы, к-рой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Заметно
оживились контакты между различными христ. церквами. Всемирный совет церквей
(ВСЦ) объединяет ок. 270 протестантских и православных организаций (1975).
Стали практиковаться встречи католич. и протестантских иерархов внутри
отдельных стран (напр., такая встреча впервые после Реформации состоялась
в 1966 в ФРГ), регулярные теологич. обсуждения между представителями Ватикана
и Московской патриархии (в 4-й раз такое обсуждение было в Италии в 1975).


Анализ модернизации совр. X. показывает,
что как бы X. ни "обновлялось" с каждой новой фазой историч. развития,
оно не изменяет своего существа как доктрины социального утешительства.
Вместе с тем новые тенденции массовых христ. орг-ций ряда стран подтверждают
правильность марксистско-ленинских установок: сочетать научно аргументированное
выявление несостоятельности христ. доктрины, всестороннее разоблачение
идеологии и политики реакц. клерикализма с сотрудничеством с трудящимися-верующими
по актуальным социаль-но-политич. вопросам.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии.
[Сб.], М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. [Сб.], М., 1966; Момджян
X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; ШейнманМ. М., Христианский социализм,
М., 1969; Виппер Р. Ю., Рим и раннее христианство, М., 1954; Ранович А.
Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства,
2 изд., М., 1963; его же, Изучение советскими учёными раннего христианства,
в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 4, М., 1967; Ковалев С. И., Основные
вопросы происхождения христианства, М.- Л., 1964; Ковалев С. И., Кубланов
М. М., Находки в Иудейской пустыне (Открытия в р-не Мертвого моря и вопросы
происхождения христианства), 2 изд., М., 1964; Каждан А. П., От Христа
к Константину, [М., 1965]; Г о" лубцова Н. И., У истоков христианской церкви,
М., 1967; Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого
моря, Минск, 1967; Кубланов М. М., Возникновение христианства, М., 1974;
Крывелев И. А., История религии, т. 1 - 2, М., 1975 - 76; Ш е р д а-ков
В. Н., Социально-психологический анализ христианской морали, Л., 1974;
Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; N i с
h о 1 s J. Н., History of Christianity 1650 - 1950, N. Y., 1956; Walker
W., A history of the Christian church, N. Y., 1959; Girardi J., Marxisrao
e christianismo, Assisi, 1966., М. П. Мчедлов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я