ХОРЕЗМ

ХОРЕЗМ историч. область и древнее
гос-во в Ср. Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X.
встречаются в Бехистунской надписи Дария I и "Авесте"; мн.
исследователи, кроме того, отождествляли с X. авестийскую Арьянам-войчах
- первую зороастрий-скую страну. В изучение истории X. значит, вклад внесли
рус. учёные-востоковеды кон. 19 - нач. 20 вв.- В. В. Бар-толъд, Н.
И. Веселовский, сов. историк А. Ю. Якубовский. Новый этап
в изучении истории X. начат в 30-х гг. 20 в. работами Хорезмской археолого-этно-графич.
экспедиции АН СССР под рук. С. П. Толстова. Древнейшие археол. памятники
X. относятся к эпохе неолита. На терр. древней Акчадарьинской дельты Амударьи
открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к келъте-минарской
культуре
(4-3 тыс. до н. э.). В эпоху энеолита (нач. 2 тыс. до н. э.)
население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием
и начатками скотоводства (ранний этап т. н. суярганской культуры). В результате
смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев
из степей юж. При-уралья сложилась археологическая та-забагъябская культура,
относящаяся
к кругу культур степной бронзы. В сер. 2-го тыс. до н. э. на протоках Акчадарьинской
дельты носители этой культуры-земледельцы и скотоводы оставили множество
поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки
домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок
- зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В кон. 2-го тыс. до н. э. развивается
амирабадская
культура
(9-8 вв. до н. э.). Совершенствуется ирригационное земледелие,
развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие
(до 20 домов) деревни. В то же время в степях к С.-В от оазиса, в низовьях
Сырдарьи, складывается культура с преим. скотоводч. х-вом, носители к-рой
были всё же теСно связаны с земледельч. оазисами [см. Тагискен.
(Северный)].
На основе этой культуры позднего бронз, века в степях Приаралья сложилась
культура сако-массагетских племён [см. Тагискен
(Южный), Уйга-рак],
на
протяжении столетий культурно-исторически связанных с X. Полагают, что
в 7-6 вв. до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном
к сако-массагет-ским
народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Ср. Азию
и часть Вост. Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения
(т. н. Большого Хорезма) лежали в басе. Мургаба и Герируда. В хорезмском
оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригац. земледелия, основанной
уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих
факторов в последующем становлении древнехорез-мийской государственности.
В сер. 6 в. до н. э., вероятно при Кире II, X. вошёл в состав гос-ва Ахеменидов.
На
рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о "городе Хорасмии" и стране хорезмийцев впервые
сообщает др.-греч. автор - Гекатей Милетский. К этому времени относится
городище Кю-зели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту,
X.
вместе с Парфией, Хорезм. 1. Калалы-Гыр. Раскопки дворцового здания. Рубеж
5-4 вв. до н. э. 2. Аяз-Кала-2. Развалины крепости. Сер. 1-го тыс. н. э.
3. Топрак-Кала. Фрагмент монументальной скульптуры из алебастра. 3 в. н.
э. 4. Топрак-Кала. Древнехорезмийский документ на дереве. 3 в. н. э.


Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии
гос-ва Ахеменидов. Анализ ан-тич. соч. позволяет предположить, что при
Артаксерксе II (404-358) X. стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно,
была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени вост. похода Александра
Македонского X. уже независим: весной 328 до н.э. в ставку Александра прибыл
для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.


В 4-3 вв. до н. э. X. переживает эко-номич.
и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросит, системы, строятся
новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры
(Кой-Крылган-Кала),
развиваются
ремёсла и иск-во. В кон. 1-го тыс. до н. э. в культуре X. отчётливо проявляется
влияние степных племён, что, видимо, связано с ист. судьбами Кангюя.
Многочисл.
находки кушанских монет, стиль нек-рых памятников изобразит, иск-ва позволяют
предположить, что в первых веках н. э. X. находился в зависимости от Кушанского
царства.
В то же время о существовании в 3 в. н. э. местной династии
свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала.
Документами
на дереве и коже, найденными во дворце, в X. засвидетельствовано рабовладение;
они датированы в годах т. н. хорезмий-ской эры, начало к-рой приходится
на сер. 1 в. н. э. Применение этого летосчисления археологически прослежено
в X. до 8 в. Господствующей формой религии в X. был местный вариант зороастризма.
На нек-рых поселениях обнаружены "храмы огня".


В иск-ве древнего X., к-рое в период Ахеменидов
подверглось воздействию переднеазиатской художеств, традиции, постоянно
сохранялись отд. черты культуры саков. На основе синтеза местных
и заимствованных элементов в 4-3 вв. до н. э. сформировалась самобытная
художеств, культура X. В изобразит, иск-ве первых вв. н. э. проявились
эл-линистич. влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличит,
черты архитектуры др. X.- массивность и лаконичность объёмов, скупость
наружного декора - обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой
глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные
перекрытия на колоннах. Традиционны кам. базы в форме горшка на 3-ступен-чатом
квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной
поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со
стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр; илл. см. т. 14, с. 74). В
отд. кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной
площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5-4 вв. до н. э., Топрак-Кала,
2-3 вв.) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисл. комнаты,
соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи
(ок. 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными
постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до
н. э.) и цилиндрич. храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4-3 вв. до н. э.;
илл. см. т. 12, стр. 393). Сел. дома, обычно пахсовые, имели жилые и хоз.
помещения, располож. по сторонам коридора или дворика.


Живопись и скульптура X. развивались в
синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих
сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные рас-краш.
статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны
керамич. оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э.- первые вв. н. э.;
илл. см. т. 18, стр. 579) - условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены
терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображённой в традиции переднеазиатской
коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в "скифской"
одежде. В 4-3 вв. до н. э. изготовлялись керамич. фляги с барельефами мифологич.
содержания.


Бируни сообщает о воцарении в X.
в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции
в г. Кят (близ совр. г. Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя
(нумизматич. данные и нек-рые письм. источники подтвердили точность его
списка для кон. 7-8 вв.). 4-6 вв.-время начавшейся феодализации и формирования
новой, афршидской культуры, характерной для раннефеод. X. вплоть
до 8 в. На её складывание значит, влияние оказали окрестные степные племена.
Резко сократилась ирригац. сеть, господств, типы поселений этого времени
- феод. усадьба, усадьба-замок (укреплённый, с башнями-донжонами на пирамидальных
цоколях, с "гофрированными" стенами) и общинный дом, к-рые группируются
вокруг относит, крупных феод, центров. Из произведений изобразит, иск-ва
этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6-8 вв. с изображениями
царей, богов, ритуальных сцен.


В 712 X. завоевали арабы. Араб, полководец
Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте
вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии.
Всё большее значение стала приобретать столица Сев. X.- Ургенч, правитель
к-рого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил X. При нём и его преемнике Мамуне
II ибн Мамуне отмечается новый расцвет X.; в это время в Ургенче работали
такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 X. завоевал
султан Махмуд Газневи, в 1043 -сельджуки. В кон. 11 в. в Ургенче пришла
к власти новая династия - т. н. великих хорезмшахов, представитель к-рой
Атсыз (1127-56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками,
подчинил всю сев.-зап. часть Ср. Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан
(1172-1200) освободил X. от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде
II Ала-ад-дине
(1200-20) гос-во великих хорезмшахов достигло наибольшего
могущества. Его границы простирались от сев. берегов Каспия до Персидского
зал. и от Кавказа до Гин-дукуша.


В иск-ве X. после араб, завоевания постепенно
стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура).
Наряду
с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый
кирпич (в монументальном стр-ве). Ср.-век. зодчие X. разработали оригинальные
шат-рово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали
в архит. декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими
художеств, достоинствами отличается поливная керамика X.


В 1220, в результате нашествий BOVCK Чингисхана,
гос-во хорезмшахов распалось, X. вошёл в состав улуса Джучи, а затем
в Золотую Орду. Во 2-Й пол. 14 в. X. переживал новый период расцвета,
его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамич.
поливным декором (наборная резная мозаика), напр, мавзолей династии Суфи,
т. н. Тюрабек-Ханым (илл. см. т. 16, табл. XXVII, стр. 432) и др. Правители
X. приобрели фактич. независимость. К этому времени, видимо, закончился
процесс тюркизации языка хо-резмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил
себе весь X. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами
и золотоор-дынскими ханами за обладание X. В 1505 X. попал под власть Шейбани-хана.
В 1512 к власти в X. пришла узб. династия, восходившая к Джучи; она правила
до кон. 17 в. Позднее фактич. правителями X. были военачальники из узб.
рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из
Чингизидов. С нач. 17 в. столицей X. стала Хива. Её архит. ансамбли
дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном
иск-ве позднефеод. Хорезма. Термин "Хивинское ханство" употреблялся, однако,
только в рус. и зап.-европ. литературе; в местной офиц. терминологии X.
продолжал наз. Хорезмским гос-вом, чем и объясняется наименование образовавшейся
в 1920 Хорезмской народной советской республики.


Лит.: Бартольд В. В., Туркестан
в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения
об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.,
там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "Известия
Государственной академии истории материальной культуры", 1930, т. 6, в.
2; Т о л с т о в С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По следам древнехореэ-мийской
цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962;
Труды Хорезмской археолого-этногра-фической экспедиции, т. 1 -10, М., 1952-77;
Материалы Хорезмской археолого-этногпа-фической экспедиции, в. 1 - 10,
М., 1959 -1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма,
М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма,
в сб.: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; П ь я н-ков И. В., Хорасмия
Гекатея Милетского, "Вестник древней истории", 1972, № 2.

М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я