ХЕТАГУРОВ

ХЕТАГУРОВ Коста (Константин) Лева-нович
(печатался под именем Коста) [3(15). 10.1859, с. Нар, ныне Алагирского
р-на Сев.-Осет. АССР,- 19.3(1.4). 1906, с. Георгиевско-Осетинское Кубанской
обл., ныне село им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской АО, похоронен
во Владикавказе, ныне Орджоникидзе], осетинский поэт, общественный деятель,
революционный демократ. Основоположник осет. лит-ры. Вырос в горской крест,
семье. В 1881-85 студент петерб. АХ, к-рую не закончил из-за тяжёлого материального
положения. В 1885-91 жил во Владикавказе, где вёл преим. просветит, деятельность;
за публицистич. выступления был выслан на 5 лет из Терской обл. С февр.
1893, будучи сотрудником газ. "Северный Кавказ" (Ставрополь), вёл идеологич.
и политич. борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1902 - во
Владикавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творч.
деятельности не мог.


X. писал на осет. и рус. яз. стихи, рассказы,
пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преим. как публицист,
в Осетии - как поэт. Из-за отсутствия периодич. печати на осет. яз.
X.
выступал исключительно в рус. прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного
заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политич. бесправия
горцев, адм. насилия, культивирования темноты, невежества и нац. розни.
Наиболее значительны его статьи "Владикавказские письма" (1896), " Накануне"
(1897), "Насущные вопросы" (1901) и др. Продолжая традиции рус. революц.
демократов, X., по существу, был поборником интернац. единения равноправных
народов России.


К. Хетагуров.


Поэтич. наследие X. обширно: лирич. стихи,
романтич. и сатирич. поэмы, басни, стихи для детей, нар. предания и притчи
в оригинальной художеств, трактовке. Стихи и поэмы, написанные на рус.
яз. ("Стихотворения"), вышли отд. изданием в 1895 в Ставрополе. Но всю
силу и обаяние поэ-тич. таланта X. можно ощутить по произведениям, написанным
на родном языке,, вошедшим в сб. "Осетинская лира" (1839). Центр поэтич.
мира X. - вопрос об историч. судьбе родного народа. Этой теме посвящены
поэмы "Фатима" (1889), "Перед судом" (1893), "Плачущая скала" (1894) и
обширный этнографич. очерк "Особа" (1894). Грядущее и Свобода - любимые
поэтич. категории X. Он был певцом бедноты. В его поэзии мысль о нар. нищете,
о бесправии народа присутствует постоянно. Сатирич. поэма "Кому живётся
весело" (1893) поев, публицистич. обличению "грабителей народной нищеты".
Творческое наследие X. в годы Сов. власти получило всесоюзное признание,
его произв. переведены почти на все языки народов СССР и на мн. европ.
языки. X. был также первым осетинским живописцем. Последователь рус. художников
демократического направления, X. с большим сочувствием показывал в своих
жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.


В 1939 в Орджоникидзе организован дом-музей
X.; в 1955 там же установлен памятник писателю (скульптор С. Д. Тавасиев,
арх. И. Г. Гайнутдинов).


Соч.: Собр. соч., т. 1 - 5, М., 1959 -
61; Осетинская лира, Орджоникидзе, 1970.


Коста Хетагуров. "Дети-каменщики". 1886-90.
Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М. С. Туганова.
Орджоникидзе.


Лит.: Хадарцева А., Творческая история
"Осетинской лиры", Орджоникидзе, 1955; Джусойты Н., Тема Кавказа в русской
литературе и в творчестве Коста Хетагурова, Сталинир, 1955; его же, Коста
Хетагуров. Очерк творчества, Сталинир, 1958] Гаккаев К., О языке и стиле
Коста Хетагурова, Орджоникидзе, 1957; Салага-ева 3., Коста Хетагуров и
осетинское народное творчество, Орджоникидзе, 1959; Б а-лаев И., Романтическая
поэма Коста Хетагурова "Фатима", Орджоникидзе, 1970.

Н. Джусойты.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я