ХЕЛЬСИНКИ

ХЕЛЬСИНКИ (Helsinki), швед. Гельсингфорс
(Helsingfors), столица Финляндии, её гл. экономич. и культурный центр.
Адм. ц. ляни (губернии) Усима. Расположен на Ю. страны, на берегу Финского
зал. Балтийского м. Занимает небольшой гранитный п-ов Эстнес, мелкие островки
и шхеры, отделяющие бухты от открытого моря. Высота над ур. м. до 75 м.
Климат
умеренный, переходный от морского к континентальному; ср. темп-pa января
-9,7 °С, июля 16,8°С, в среднем в год выпадает ок. 700 мм осадков.
Лето относительно тёплое, зима холодная, однако бухта замерзает ненадолго.
В пределах адм. границ площадь столицы 181,2 хл"2(учитывая воды-448
км2)',
X.
и отнесённая к нему терр., включающая города-спутники (коммуны) - Эспо
(ок. 120тыс. жит.), Ванта (ок. 120 тыс. жит.), Кауниайнен (ок. 7 тыс. жит.),
образуют столичную область (пл. 2623 км2).
Сравнительно
быстрый рост собственно X. в сер. 1970-х гг. стал приостанавливаться, причём
численность населения пошла даже на убыль. Рост населения продолжался в
окрестностях, особенно наиболее отдалённых (Керава, Ярвенпя, Тусула, Нурмиярви,
Вихти и др.). X.- самый крупный по числу жителей город Финляндии, в гор.
границах проживает 495 тыс. чел. (1976). На столичную область приходится
16% всего населения страны и св. 30% её горожан. Динамика населения собственно
X.: 4,0 тыс. чел. в 1812, 20 тыс. в 1850, 79 тыс. в 1900, 205,8 тыс. в
1930, 368,5 тыс. в 1950, 448,3 тыс. в 1960, 523,7 тыс. в 1970.


В составе экономически активного населения
столичной области X. (св. 400 тыс. чел., 1970): 63% занято в сфере обслуживания,
25,4% в пром-сти (ок. 12% в собственно X. и 20% в столичной области от
всех занятых в пром. производстве Финляндии) и 8% в стр-ве.


Городское управление. X. является гор.
коммунальной общиной. Население избирает на 4 года орган местного самоуправления
X.- Совет уполномоченных. Совет избирает гор. управление в составе обербургомистра
X., его заместителей (директоров X.) и членов. Совет уполномоченных учреждает
спец. комиссии и правления по отд. отраслям гор. управления: по социальному
обеспечению, здравоохранению, нар. образованию, стр-ву, налоговым вопросам
и т. п.


Историческая справка. Осн. в 1550 по указу
швед, короля Густава Вазы. В 1641 перенесён на 5 км южнее, к оконечности
п-ова Эстнес. Во 2-й пол. 18 в. город расширился благодаря возведённой
шведами крепости Свеаборг. После присоединения Финляндии к Росс,
империи (1809) и создания Великого княжества Финляндского царские власти
в 1812 перенесли столицу Финляндии из Турку в X. В 1862 город был связан
жел. дорогой с внутр. частью страны, в 1870 - с Петербургом. К кон. 19
в. стал важным торг.-пром. и культурным центром. В ноябре 1905, январе
(феврале), марте-апреле 1906, ноябре и декабре 1907 в X. жил В. И. Ленин.
В 1917 здесь находился Центробалт. X.- крупный центр рабочего и
демократич. движения страны: рабочие города активно участвовали в революц.
выступлениях 1905-07 (в частности, в поддержку Свеаборгского восстания
1906),
1917, в Финляндской революции 1918. После провозглашения
независимости Финляндии (декабрь 1917) X.- столица Финл. республики. Место
пребывания секретариата Всемирного Совета Мира. В X. состоялись
15-е Олимпийские игры (1952), многие междунар. форумы: Всемирная ассамблея
мира (1955), Всемирный конгресс за мир, нац. независимость и всеобщее разоружение
(1965), 1-й (июль 1973) и 3-й (июль - август 1975) этапы Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе, Всемирная конференция за прекращение гонки вооружений,
за разоружение и разрядку (1976) и др.


Экономика. X.- осн. торг.-финанс. и пром.
центр Финляндии. Здесь размещены крупные банки - Гос. банк Финляндии, Нац.
банк, Объединённый банк Финляндии и другие; страховые компании; конторы,
склады многих торговых фирм.


Валовая стоимость пром. произ-ва столицы
составляет ок. 12% пром. произ-ва страны; в X. сосредоточено св. 1/2 всех
пром. предприятий страны. Пром-сть весьма многообразна. Валовая стоимость
пром. произ-ва непрерывно возрастает, хотя число предприятий несколько
сокращается (в 1960 в столице было 1129 пром. предприятий, использующих
наёмную силу, 1037 в 1970). Нек-рое перемещение пром-сти из X. началось
с 1960-х гг. Ведущая отрасль -машиностроение, особенно электротехнич. и
электронная пром-сть, судостроение, приборостроение. Развиты хим., текст.,
швейная, трикот., кож.-обув., мебельная, бум., полиграфич., пищевкусовая
пром-сть. В числе крупнейших предприятий - судостроит. верфи концерна "Вяртсиля",
з-ды подъёмно-кранового оборудования и гос. концерна "Валмет" (производство
бумагоделательных машин и др.), электроламповый и кабельный з-ды, фарфорово-фаянсовая
ф-ка "Арабиа" и др. Близ X. строится (1977) АЭС. В экономике видное место
занимает портовое х-во и судоходство. X.- гл. порт страны, через него проходит
св. 1/2 импорта и ок. 15% экспорта страны. Ввоз нефти, угля, чёрных металлов,
проката, машин, хим. товаров; вывоз лесоматериалов, бумаги, судов, пром.
оборудования и др. Грузооборот порта 5,8 млн. т в 1975. X. связан
паромными и судох. линиями со Стокгольмом (Швеция), Копенгагеном (Дания),
Тра-вемюнде (ФРГ), Таллином, Ленинградом (СССР). Хельсинкский порт удобен,
имеет несколько гаваней. Его причалы (общая дл. св. 9 км) подходят
к центру города. Судоходство круглый год (в зимнее время используются ледоколы).
Всё более увеличиваются паромные и контейнерные перевозки, объём пассажирского
движения.


В X. сходятся важнейшие ж.-д. линии и автомагистрали;
аэропорт международного значения. Окружная автомобильная дорога связывает
между собой гавани и отд. р-ны столицы. В автопарке (нач. 1972) зарегистрировано
ок. 88,2 тыс. легковых машин, ок. 1,5 тыс. автобусов, 16 тыс. грузовых
автомашин. В городе трамвайное и автобусное сообщение. Расширение сети
транспорта общего пользования планируется за счёт метро, элек-трич. жел.
дорог, автобусного и трамвайного сообщения. Сооружаются (1977) метрополитен
(соединит зап. и вост. р-ны города) и линия электрифицированной жел. дороги,
а также автомагистраль, к-рые свяжут старый центр столицы с новыми строящимися
периферийными центрами.


X.- центр туризма. Ежегодно его посещают
3 млн. туристов, в т. ч. ок.1/3 иностранных.



Планировка и архитектура. Планомерная
застройка велась с нач. 19 в. по регулярному плану, разработанному комиссией
под руководством И. Эренстрёма (1808-17). Памятники архитектуры: классицистич.
постройки - б. Сенат (1818-22), собор св. Николая (1830-52), Хельсинкский
ун-т с обсерваторией и библиотекой (1828-45) - все арх. К. Эн-гель, Фин.
Нац. театр (1901, арх. О. Тарь-янне, новая пристройка, 1954, арх. К. и
X. Сирен), Нац. музей (1906-09, арх. Э. Сааринен и др.), Центр, вокзал
(1904-14, арх. Э. Сааринен), парламент (1927-31, арх. И. Сирен), комплекс
Олимпийского стадиона (1934-40, арх. Ю. Линдегрен и Т. Янтти) и Олимпийской
деревни (1938-40, арх. X. Экелунд, М. Вяликан-гас), Дом культуры рабочих
(1955-58), дворец "Финляндия" (1967-71, оба-арх. А. Аалто). Ген. план X.
(1970) предусматривает создание, помимо существующего гл. центра города,
трёх периферийных центров, крупнейшим из к-рых станет Пасила. Предпринимается
реконструкция ист. центра X. (автор проекта А. Русувуо-ри), ведётся интенсивное
жилищное стр-во: р-ны Маунула (1951-56), Мунккивуори (1962-65), Тапиола,
Отаниеми и др. Памятники: Э. Лёнроту (1902, скульптор Э. Викстрём), Я.
Сибелиусу (1961-67, скульптор Э. Хилтунен) и др. В городе много парков,
бульваров, зон отдыха, широкая сеть отелей, гостиниц, ресторанов, туристских
баз и кемпингов.
Учебные заведения, научные и культурные
учреждения. В X. находятся: Хельсинкский
университет,
Высшая тех-нич.школа, Высшие фин. и швед, коммерч. школы,
Вет. школа, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Академия изобразит, иск-в
и др. спец. высшие уч. заведения; науч. учреждения-Академия Финляндии,
Центр технич. исследований, н.-и. ин-ты (леса, экономики, с. х-ва, биохимии
и др.), большое число науч. об-в, Б-ка ун-та, Гор. б-ка, Б-ка парламента
и др., Нац. музей, Зоологич. музей ун-та, Ботанич. сад и др., Фин. Нац.
опера, Фин. Нац. театр, Нац. шведский театр, Нар. рабочий театр, Интимный
театр и др.


Илл. см. на вклейках, табл. XVIII, XIX
(стр. 384-385).


Лит.: Иконников А., Хельсинки, Л.,
1967; Helsinki, Arkkitehtuuriopas, Helsinki, 1963.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я