ФУРЬЕ

ФУРЬЕ (Fourier) Франсуа Мари Шарль
(7.4.1772, Безансон,-10.10.1837, Париж), французский утопич. социалист.
Род. в купеческой семье, почти всю жизнь служил в торг, домах. Окончил
среднюю школу, затем пополнял знания путём самообразования. На мировоззрении
Ф. отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой франц. революции.
Свои историч. и социальные взгляды Ф. впервые изложил в ст. "Всемирная
гармония" (1803), анонимной брошюре "О торговом шарлатанстве" (1807) и
кн. "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (1808, рус. пер. 1938).
Подробный план организации общества будущего Ф. разработал в "Трактате
о домовод -ческо-земледельческой ассоциации" (т. 1-2, 1822), переизданном
посмертно в 1-м франц. собр. соч., т. 2-5, 1841-43, под заглавием * Теория
всемирного единства" и в кн. "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829,
рус. пер. 1939). Ф. отвергал социальную философию и экономич. учения Просвещения,
считая,
что они противоречат опыту и оправдывают негодный обществ, строй. Вместе
с тем Ф. воспринял и развил ряд идей материалистов 18 в.: признание единства
мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во
всём многообразии её форм и видов движения; определение историч. процесса
как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др.
Задачу своей жизни Ф. видел в разработке "социальной науки" как части "теории
всемирного единства", основанной на принципе "притяжения по страсти", всеобщей
закономерности, обусловливающей природную склонность человека к к.-л. виду
коллективного труда. Ф. разработал оригинальную схему истории человечества.
Общество последовательно проходит периоды эдемизма ("райской" первобытности),
дикости, вар варства и цивилизации. Особое внимание Ф. уделил анализу и
критике совр периода ("периода цивилизации"); он вскрыл его внутр. противоречия
(кризисы от избытка, бедность, порождаемую изо билием, и др.). На смену
строю цивилизации, по Ф., должен прийти высший обществ, строй - строй гармонии,
к-рый не только соответствует предначертаниям бога-природы, но представляется
как историч. необходимость.


В системе Ф. сохранялись частная собственность,
классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Ф., необходим
рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего
обществ, доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12),
труду (5/12) и таланту(3/12). С укреплением и развитием
строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ф., будут изменяться в
пользу труда. Строй ассоциации создаёт, по Ф., крупное коллективизированное
и механизированное с. х-во, соединённое с пром. произ-вом. Это соединение
произойдёт в первичных ячейках общества -"фалангах", располагающихся в
огромных дворцах -"фаланстерах". Такая организация общества приведёт к
ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового
типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества
гор. и сел. жизни.


Согласно Ф., естеств. страсти человека,
подавляемые и искажаемые при строе цивилизации, будут направлены на творч.
труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные
могучие трудовые армии -региональные, национальные и международные - преобразуют
лик Земли. В новых условиях обществ, жизни будет формироваться и новый
человек как целостная, всесторонне развитая личность.


В учении Ф. было немало идей и концепций,
к-рые позднее получили развитие не только в философии, социологии и экономич.
науке, но и в таких спец. отраслях, как социальная психология, психология
труда, педагогика. Для учения Ф. характерны элементы материализма и диалектики.
Вместе с тем его учению свойственны идеалистич. понимание истории, методологич.
непоследовательность, беспочвенные мечтания. Мировоззрение Ф. несёт на
себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный "строй гармонии" был далёк
от экономич. требований крупного обществ, произ-ва.


По определению К. Маркса и Ф. Энгельса,
"Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов" (Соч.,
2 изд., т. 2, с. 146)и"... также мастерски владеет диалектикой, как и его
современник Гегель" (ЭнгельсФ., там же, т. 19, с. 197). Маркс и Энгельс,
указывая, что Ф. блестяще разработал ряд проблем будущего общества, вместе
с тем критиковали его за отказ от классовой, революц. и всякой вообще поли-тич.
борьбы, за сохранение в строе ассоциации осн. элементов капиталистич. обществ,
отношений, надежду на содействие лучших представителей господствующих классов
делу разумного переустройства общества. Маркс и Энгельс признавали Ф. наряду
с К. А. Сен-Симоном и Р.Оуэном одним из тех мыслителей, к-рые
"... гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность
которых мы доказываем теперь

научно..." (Энгельс Ф., там же. т. 18,
с. 499).


Учение Ф. оказало значит, влияние на социальную
и филос. мысль ряда стран. Во Франции учение Ф. развивали "социетарная
школа" В. Консидерана и группа др. фурьеристов. Фурьеристы пытались
создать опытный фаланстер и "социальную партию", но на практике неизменно
оказывались бессильными и потерпели крах в ходе Революции 1848. Идеи Ф.
получили отражение во франц. художеств, лит-ре (Э. Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже,
Э. Потье и др.) и оказали воздействие на развитие франц. утопич. социализма
(К. Пеккёр, Ф. Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон). В 30-40-х гг. влияние
идей Ф. испытала ранняя со-циалистич. мысль в Англии (Хью Дохер-ти и др.),
Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини),
Испании, где фурьеристы были также первыми проводниками социалистич. идей
(X. С. Абреу и др.), и в др. странах Европы. В Сев. Америке влияние Ф.
на развитие прогрессивных социальных идей было столь значительным, что
30-40-е гг. 19 в. называют "фурьеристским периодом" истории социализма
в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, X. Грили и др.). Было создано более 40
фурье-ристских колоний (Брукфарм и др.).


В России идеи Ф. уже в 1-й четв. 19 в.
стали известны нек-рым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции.
В 30-40-х гг. учением Ф. интересовались А. И. Герцен, Н. П. Огарёв. Выдающимися
приверженцами Ф. были М. В. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Ф. отразились
в произв. Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского
и др. (см. также ст. Утопический социализм).


С о ч.: CEuvres completes, v. 1-6, P.,
1841-1870; CEuvres completes, v. 1-11, P., 1966-67; в рус. пер. - Избр.
соч., т. 1-4, М. - Л., 1951-54.


Лит.: Бебель А., Ш. Фурье, пер.
с нем., М., 1923; Дворцов А. Т., Шарль Фурье. Его жизнь и учение, М., 1938;
И о а н н и-с я н А. Р., Шарль Фурье, М., 1958; 3 и л ь* берфарб И. И.,
Социальная философия Шарля Фурье и её место в истории социалистической
мысли первой половины XIX в., М., 1964 (лит.); А г m a n d F., Fourier,
v. 1 -2, P., 1937. И. И. Зилъберфарб.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я