ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ направление в зарубежном
зодчестве 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилнтарно-практич.
назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме.


Во 2-й пол. 19 в. принцип целесообразной
формы, соединённой с этич. принципом правдивости выражения назначения и
конструкции здания, был противопоставлен эклектизму, выявившему
характерное для бурж. культуры расщепление эстетич. и утилитарного начал
(на что указывали, в частности, англ, критик Дж. Рескин и англ, писатель,
теоретик и дизайнер У. Моррис). Идеи целесообразной архитектуры развивались
под влиянием теорий ес-теств. наук (прежде всего эволюционной теории Ч.
Дарвина). Природа стала рассматриваться как источник образцов совершенного
приспособления формы к её назначению (амер. скульптор и теоретик иск-ва
X. Гриноу и др.).


Систему идей амер. "протофункциона-лизма"
кон. 19 в. завершил арх. Л. Г. Салливен. В США эти идеи не получили
непосредств. продолжения; лишь Ф. Л. Райт развивал на их основе теорию
органической
архитектуры.



Выдвинутая Салливеном формула "форму определяет
функция" в сер. 1920-х гг. была подхвачена зап.-европ. архитекторами, сторонниками
рационализма,
полемически
упростившими её содержание, сведя его к первичности утилитарного по отношению
к эстетическому. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались
и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно
- архитекторами, связанными с "Баухаузом* в Германии (В. Гропиус,
Л. Мис ван дер РОЭ, X. Мейер и др.). Идеи целесообразного конструирования
жизненной среды связывались
с социальной утопией чжизнестроительства",
создания материальных форм, к-рые могли бы способствовать "разумному преобразованию"
капиталистич. общества.


На структуру построек переносился принцип
построения механизма; здания расчленялись в точном соответствии с последовательностью
функциональных процессов, для к-рых они предназначались. Функции при этом
анализировались на основе методов науч. организации труда, в духе тейлоризма.
Принцип
зониро-вания территории с выделением особого пространства для каждой из
главных жизненных функций (их определяли так: <жить, работать, отдыхать,
передвигаться") был перенесён и в область градостроительства. Рассудочные
методы ар-хит, творчества были доведены до крайней механистичности нем.
архитекторами, работавшими в кон. 1920-х гг. в области муниципального жилищного
стр-ва (Э. Май, Б. Таут, М. Вагнер).


Под влиянием конструктивизма, представители
к-рого решали задачи, во многом родственные поискам ведущих мастеров Ф.,
в творчестве зап.-европ. архитекторов, связанных с Ф., во 2-й пол. 1920-х
гг. развивались демократич. тенденции и элементы трезвого социального анализа.
В условиях экономич. трудностей кон. 1920-х гг. идеи Ф. получили популярность
у предпринимателей, их утопич. идеи использовались социал-реформистскими
политиками, но элементы социальной прогрессивности выхолащивались. Ф. утвердился
во всех странах Зап. Европы, а также в США и Японии. Однако наряду с распространением
вширь он терял черты творч. метода, преобра-зуясь в некий "международный
стиль", оперировавший внеш. атрибутами целесообразной формы. Стремясь укрепить
веру в трезвую целеустремлённость направления, приверженцы и стали называть
его "Ф." (швейцарский теоретик архитектуры 3. Гидион внедрил этот термин
как характеризующий всё -"нетрадиционное" зодчество 1920-30-х гг.).


Повсеместное, не зависящее от условий среды
и климата насаждение форм и приёмов, возникших в конкретных условиях Германии
и Франции, вело к противоречиям с самим принципом рационального подхода
к архитектуре. Архитекторы Финляндии (А. Аалто и др.), Швеции (С. Маркелиус
и др.) уже в 1930-е гг., опираясь на метод Ф., стали разрабатывать приёмы,
отвечающие нац. специфике своих стран. Это положило начало развитию региональных
архит. школ, развивавшихся в рамках Ф., "международный стиль" стал распадаться.
Разочаровавшись в иллюзиях "великой социальной миссии архитектуры", объединявших
зачинателей Ф., его приверженцы стали отходить от анализа социальных проблем,
что ещё более подрывало позиции Ф.


После 2-й мировой войны 1939-45 влияние
архитектуры Ф. возродилось при восстановлении разрушенных городов, однако
единство "международного стиля" распалось окончательно. Против основной
доктрины Ф. выступил один из прежних его лидеров Л. Мис ван дер РОЭ,
а
также приверженцы брутализма, возродившегося неоклассицизма
и
возврата к ист. традициям.


В совр. сов. архит. теории преобладает
тенденция к внимательному изучению творч. наследия мастеров Ф. (в особенности
тех концепций, к-рые были связаны с проблематикой сов. зодчества 1920-х
гг.); вместе с тем подвергаются критике социально-утопич. воззрения представителей
Ф., многие из к-рых надеялись преобразовать капиталистич. общество с помощью
архитектуры.


Лит.: Всеобщая история архитектуры,
т. 11, М., 1973; Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972; Г р о п
и у с В., Границы архитектуры (пер. с нем.), М., 1971; SfaellosC. A., Le
fonctionnalisme dans 1'architecture contemporaine, P., 1952; Z u r-k о
E. R. d e, Origins of functionalist theory, N. Y., 1957. А. В. Иконников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я