ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ (от лат. functio - исполнение,
совершение) физиологические, осуществление человеком, животными и растит,
организмами различных отправлений, обеспечивающих их жизнедеятельность
и приспособление к условиям окружающей среды. Физиология изучает Ф. организма
на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях, а также
на уровне целостного организма. К числу т. н. системны х Ф. животного организма
относятся, напр., дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, зрительная,
слуховая, вестибулярная. Поскольку в основе любой Ф. лежит непрерывно идущий
процесс обмена веществ, их исследование предусматривает выяснение
происходящих в организме (системе органов, отд. органе, ткани и т. д.)
физич., химич. и структурных изменений. В связи с этим существ, значение
приобретают работы в области биологии развития, изучающей процессы
и движущие силы индивидуального развития организма - онтогенеза.


Важную роль в комплексном изучении Ф. сыграл
сравнительно-историч. метод, привнесённый в физиологию И. М. Сеченовым,
И.
П. Павловым, Н. Е. Введенским. Трудами Л. А. Орбели
и
его школы было создано оригинальное направление, изучающее фнзиологич.,
биохимич. и структурные основы эволюции Ф.,- эволюционная физиология.
В
свою очередь исследования эволюции Ф. оказали влияние на изучение изменений
Ф., наступающих в организме под влиянием различных факторов природного
или искусств. происхождения (изменения климатич. условий, двигат. активности,
состава и свойств пищи, недостаток или избыток кислорода в воздухе, невесомость
и мн. др.), а также адаптации организма к условиям внешней среды (см. Экологическая
физиология).
Изучение эволюции Ф. и особенно их приспособляемости к
окружающей среде неразрывно связано с исследованием механизмов регуляции
Ф. (см. Гуморальная регуляция, Гормональная регуляция, Нейро-гу-моральная
регуляция).
Важный этап в изучении Ф.- созданная К. М. Быковым и
его школой концепция о взаимоотношениях коры болыиих полушарий головного
мозга
и внутр. органов (см. Кортико-висцеральные отношения). Развитие
этой концепции позволило вплотную подойти к разработке проблемы управления
деятельностью висцеральных, т. е. внутренностных, систем организма, основанной
на представлении об этой деятельности как особой форме поведения. Имеется
в виду, что Ф. висцеральных систем, как и поведение организма в целом,
всегда адаптивны, развиваются в достаточно строгой последовательности отдельных
составляющих их основу реакций, а также обладают способностью к -"обучению"
(совершенствованию). Исследования в этом направлении имеют своей задачей
познание механизмов и закономерностей регуляции Ф. организма с целью активного
вмешательства в процесс нормализации его жизнедеятельности в случае отклонений
от нормы, в т. ч. и в экстремальных условиях.


Лит. см. при ст. Физиология животных
и человека.

В. Н. Черниговский, К. А. Ланге.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я