ФУНДАМЕНТЫ МАШИН

ФУНДАМЕНТЫ МАШИН воспринимают и
передают на основание статич. нагрузки, а также возникающие при работе
машин (вследствие неуравновешенности их движущихся частей) динамич. нагрузки.
По характеру динамич. нагрузок различают 2 осн. группы машин - с периодическими
возмущающими силами, вызывающими вынужденные колебания фундаментов, и с
ударными воздействиями, обусловливающими свободные колебания фундаментов;
нек-рые машины передают на фундаменты нагрузки обоих видов. К первой группе
относятся машины с частями, равномерно вращающимися (турбоагрегаты, электрич.
машины и т. п.) и движущимися возвратно-поступательно (поршневые компрессоры
и насосы, лесопильные рамы и т. п.), ко второй - машины с падающими рабочими
органами (копры, кузнечные молоты, формовочные и др. машины) и неравномерно
движущимися элементами (напр., прокатные станы, ковочные вальцы). По конструктивному
устройству Ф. м. подразделяются на массивные, стенчатые и рамные. Фундаменты
первых двух типов устраивают бесподвальными (т. е. полностью заглублёнными
в грунт) либо подвальными, применение к-рых обусловливается необходимостью
установки под машинами вспомогат. оборудования. Рамные Ф., как правило,
устраивают подвальными.


Материал для Ф. м.- преим. монолитный бетон
и железобетон. В практике пром. стр-ва получили распространение также сборные
и сборно-монолитные Ф. м., в т. ч. свайные, сооружаемые с применением высокого
ростверка.
Применение
сборных конструкций целесообразно гл. обр. при установке машин с хорошо
уравновешенными движущимися частями (напр., турбоагрегатов). Небольшие
машины, станки и оборудование нередко устанавливают без спец. фундаментов
- непосредственно на бетонный пол, к-рый в этом случае конструктивно усиливается
арматурой. Для уменьшения вредного влияния колебаний в конструкцию Ф. м.
включают упругие амортизаторы (напр., пружины, резиновые прокладки)и демпферы
(поглотители энергии колебаний). При расчёте и проектировании Ф. м. учитывают
упругие свойства грунта, величины статич. и динамич. нагрузок от машин,
конструктивные особенности последних и др. факторы.


Лит.: Савинов О. А., Современные
конструкции фундаментов под машины и их расчет, Л. - М., 1964; Строительные
нормы и правила, ч. 2, раздел Б, гл. 7. Фундаменты машин с динамическими
нагрузками, М., 1971. Л. Р. Ставницер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я