ФУГА

ФУГА (итал. fuga, от лат. fuga -
бег, бегство) (муз.), высшая форма поли-фонич. музыки (см. Полифония).
Строится
на многократных имитационных проведениях осн. муз. темы во всех голосах
(от 2 и более). В' 1-й части Ф.- экспозиции - тема проходит во всех голосах
поочерёдно в осн. тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдо-минантовой,
в совр. Ф.- в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения
звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они
наз. противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего
характера, наз. интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется
дополнит, проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то
образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется
тональное развитие - тема проводится в тональностях, не представленных
в экспозиции; здес: часто применяются и собственно полифонич. средства:
стрет-та (род канонич. проведения темы), различные виды сложного контрапункта,
преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого
характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие
от сонатной формы, не возникает производного контраста - она развивает
один муз. образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы
(двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.


Встречаются Ф. как самостоят, сочинения;
часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими
их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир";
П. Хиндемит, "Ludus tonalis"; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко
Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произв.,
а также разделом одночастной пьесы.


Ф. развилась из канцоны, ричеркара (Дж.
Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструм. музыке
17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе
от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего
совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й
пол. 18 - нач. 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном,
С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся: образцы
этой формы. В 20 в. Ф.- область особого внимания композиторов к-рые реализуют
в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин
и др.).


Лит.: Протопопов В., История по"
лифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка,
М., 1962; е г о ж е, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII
-XIX вв., М.„ 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М.,
1975; Ч у га ев А., Особенности строе" ния клавирных фуг Баха, М., 1975;
G h i s 1 a n z о n i A., Storia dellafuga, Mil., [1952].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я