ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА

ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА (от лат. frictio,
род. падеж frictionis - трение), механическая передача, в к-рой
движение передаётся или преобразовывается с помощью сил трения между телами
качения - цилиндрами, конусами и т. д., прижимаемыми друг к другу. Ф. п.
применяют для передачи движения между валами с параллельными (рис., а)
и
пересекающимися осями, для преобразования вращат. движения в винтовое (рис.,
6)
и
вращательного в поступательное (рис., в). Ф. п. выполняют с постоянным
и переменным передаточным отношением.


Фрикционные передачи с постоянным передаточным
отношением: а - с параллельными осями для передачи вращательного
движения; б - для преобразования вращательного движения в винтовое;
в
иг
- для преобразования вращательного движения в поступательное.


Достоинства Ф. п.: простота изготовления
тел качения, равномерность вращения, возможность бесступенчатого регулирования
частоты вращения. Недостатки: большие нагрузки на валы и опоры, необходимость
нажимных устройств для прижатия тел качения друе к другу, отсутствие жёсткой
кинематич. связи. Ф. п. с постоянным передаточным отношением применяют
в приборах, т. к. создание небольших потребных сил сжатия тел качения не
вызывает трудностей. Широко распространены передачи колесо-рельс и колесо
- дорожное полотно в самоходном транспорте (рис., г). В машиностроении
чаще всего применяют Ф. п. с переменным передаточным отношением для бесступенчатого
регулирования скорости - бесступенчатые Ф. п. По форме осн. тела качения
(у к-рого меняется радиус качения) бесступенчатые Ф. п. делят на дисковые
(лобовые), конусные, шаровые и торовые (см. Бесступенчатая передача).


Ф. п. выполняют для мощностей от ничтожно
малых значений (в приборах) до сотен кет, обычно до 20 кет. Передаточное
отношение в силовых передачах до 1/7, при разгруженных валах до
1/10, в ручных передачах приборов до '/25. Наибольший диапазон регулирования
простых бесступенчатых Ф. п. (с двумя телами качения) до 5, сдвоенных (с
промежуточными телами качения) до 15, обычно 4-8. Прижатие тел качения
в простых Ф. п. осуществляется постоянной силой, в более сложных - силой,
возрастающей с ростом передаваемого момента благодаря клиновому механизму
самозатягивания. Форму тел качения выбирают из условия уменьшения или устранения
скольжения, зависящего от разности линейных скоростей соприкасающихся тел.


Пары качения изготовляют из закалённых
до высокой твёрдости сталей для передач, преим. работающих в масле (требуют
высокой точности изготовления); из стали и пластмассы (текстолит или спец.
фрикционные пластмассы)-для передач, работающих всухую.


Лит.: Пронин Б. A., P e в к о в
Г. А., Бесступенчатые клиноремённые и фрикционные передачи (вариаторы),
2 изд., М., 1967; Решето в Д. Н., Детали машин, 3 изд., М., 1974. Д.
Н. Решетов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я