ФРЕСКА

ФРЕСКА (от итал- fresco, букв.-
свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по
свежей, сырой штукатурке, к-рая при высыхании образует тончайшую прозрачную
плёнку кристаллич. карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф.
долговечной; Ф. называют также произв., выполненное в этой технике. Ф.,
позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные
с архитектурой, является осн. техникой стенных росписей. Штукатурка
(грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных
наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич),
иногда -с органич. добавками (солома, пенька, лён и т. д.), предохраняющих
грунт от растрескивания. Для Ф. годны краски, к-рые не вступают в соединения
с известью. Палитра Ф. довольно сдержанна; применяются гл. обр. земляные
натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт
и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь.
Все синие и чёрные краски (реже - другие) наносятся на уже сухую штукатурку
с помощью клея. Ф. позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при
письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную
роль во Ф. играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев
цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна
роспись по сухой штукатурке (а секко), Ф. была распространена уже
в эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она
в антич. художеств, культуре, где использовались многослойные шлифованные
грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие
по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Ср. Азии
и др.). Антич. мастера заканчивали Ф. по сухому с помощью темперы. Этот
приём был характерен и для ср.-век. Ф., получившей развитие в иск-ве Византии,
Др. Руси (10-12 вв. и 14-17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв,
Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран.
Большого подъёма иск-во Ф. достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения
в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело
и др. в 14-16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась "чистая" Ф. (буон
Ф.) без применения темперы. Для Ф. этого и последующего времени характерны
2-слойные грунты, верхний из к-рых наносился на тот участок, к-рый живописец
предполагал закончить за 1-2 дня. Традиции Ф. жили в декоративных росписях
17-18 вв. В 19 в. к Ф. обращались назарейцы в Германии, а также
отд. представители "модерна" (Ф.Ходлер в Швейцарии и др.). Многие
прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф. (А. Боргонцони в Италии,
Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра совр. Ф. пополнена многими новыми,
синтетич. красителями .


В СССР в популяризацию техники Ф. значительный
вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.


Лит.: Ш м и д Г., Техника античной
фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Б о д у э н П., Техника фресковой
живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в
древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство
шестидесятых годов, М., 1973.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я