ФРЕЙДИЗМ

ФРЕЙДИЗМ общее обозначение различных
школ и течений, стремящихся применить психологич. учение 3. Фрейда для
объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф.
как социальную и филос.-антрополо-гич. доктрину следует отличать от психоанализа
как
конкретного метода изучения бессознат. психич. процессов, принципам к-рого
Ф. придаёт универсальное значение, что приводит его к психологи-зации общества
и ди.чности.


Ф. с самого начала своего существования
не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда
к бессознательному, в к-ром он видел источник одновременно как творческих,
так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда
прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших
учеников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн.
движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных
психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной
психологии
эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к
самоутверждению, в школе ана-литич. психологии К. Т. Юнга первоосновой
считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка (Австрия)
вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной
"травмы рождения". Широкое распространение Ф. началось после 1-й мировой
войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом бурж. общества и культуры,
такие кризисом ряда традиц. направлений психологич. науки. При этом различные
направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда филос. и методологич.
обоснование положений его учения, опираясь на разные филос. и социологич.
доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма
и бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значит,
воздействие на развитие психосоматич. медицины (психосоматика), к
этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с рефлексологией, кибернетикой
и т. д. Получил распространение т. н. социальный фрейдизм; в своей традиц.
форме он рассматривает культурные, социальные и политич. явления как результат
сублимации
психосексуальной
энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во
Ф. роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х
гг. возник неофрейдизм, к-рый стремится превратить Ф. в чисто социологич.
и культурологич. доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного
и с биол. предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил
в США после 2-й мировой войны 1939-1945 (Э. Фромм, К. Хорни, Г.
Салли-ван). С кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли
т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бинсван-гер, Швейцария) и мед. антропология
(В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Ф. со стороны протестантских
(Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти - католич. теологов (И. Ка-рузо
в Австрии, т. н. левые католики и др.). Специфич. преломление Ф. получил
в 1960-х гг. в идеологии движения "новых левых" (Г. Маркузе, "Эрос и цивилизация",
1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха, идеолога т. н. сексуальной
революции. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии, этнографии
(амер. культурантро-пология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении,
лит. и художеств, критике (см., напр., Ритуально-мифологическая школа)
и
др. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практике разл. модернистских
художеств. течелий (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы
иск-ва через привлечение бессознательного, и т. д.).


Лит.: ВолошиновВ. Н., Фрейдизм,
М.- Л., 1927; Б а с с и н Ф. П., Фрейдизм в свете современных научных дискуссий,
"Вопросы психологии", 1958, № 5, 6; Freud and the 20 century, Cleveland,
1963; Brown J. A. C., Freud and post-freudians, Harmonds-worth, 1967.


См. также лит. при статьях Фрейд, Психоанализ,
Неофрейдизм. Д. Н. Ляликов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я