ФРАХТОВЫЙ PЫHOK

ФРАХТОВЫЙ PЫHOK (англ, freight market),
сфера междунар. торговли услугами морского транспорта по перемещению
грузов и пассажиров. Эти услуги выступают в различных формах организации
перевозок: трампов ые (перевозки грузов судовыми партиями без заранее фиксированных
расписаний работы судов), линейные (перевозки грузов мелкими партиями при
работе судов по расписанию), пассажирские перевозки (см. Морские линии).


Каждому виду перевозок соответствует свой
Ф. р. В зависимости от вида судов, предоставляющих услуги по перемещению
грузов, Ф. р. трампового тоннажа разделяется на Ф. р. сухогрузного, нефтеналивного,
рефрижераторного тоннажа, газовозов и др. Кроме того, Ф. р. трампового
тоннажа подразделяется на отдельные географические секции - р-ны отгрузки
осн. массовых грузов: северо-атлантич., южноамер., тихоокеанскую и др.
Отд. части и секции Ф. р. отличаются специфическими условиями торговли,
однако они тесно взаимосвязаны, образуя в целом единый мировой Ф. р.


На мировом Ф. р. большая часть сделок совершается
на фрахтовых биржах. Долгое время для океанского тоннажа центральным
Ф. р. был Лондон; это соответствовало доминирующей роли англ, торгового
флота в мировом судоходстве. Котировки Лондонской биржи были решающими
для остальных местных Ф. р. С кон. 20-х - нач. 30-х гг. 20 в. рост коммерч.
флотов США, Норвегии, Греции, Японии, Германии, Италии и др. стран привёл
к усилению роли нац. Ф. р. этих стран и к освобождению их от монополии
Лондона. В сер. 70-х гг. усилилась роль нац. Ф. р., особенно в Осло (Норвегия),
где заключается много сделок на наливные суда, в Пирее и Генуе для Ф. р.
Средиземного м., в Нью-Йорке -для фрахтования судов по перевозке угля и
зерна и т. п. Однако значение Лондонской фрахтовой биржи по-прежнему велико.


СССР активно участвует в междунар. торговле
трансп. услугами на мировом Ф. р. За 1961-70 объём фрахтовых операций возрос
примерно в 7 раз. До нач. 60-х гг. СССР в основном фрахтовал суда капиталистич.
судовладельцев для перевозки грузов сов. внешней торговли. Быстрый рост
мор. торгового флота позволил Сов. Союзу уже в сер. 60-х гг. выступить
на мировом Ф. р. в качестве экспортёра трансп. услуг, а в кон. 60-х гг.-войти
в число крупнейших судовладельч. держав мира, осуществляющих перевозки
грузов на всех осн. мировых торг, путях.


Большой удельный вес в экспорте услуг мор.
транспорта СССР занимают перевозки внешнеторг. грузов др. социалистич.
стран. С развитием фрахтовых операций по взаимному предоставлению тоннажа
и грузов между странами - членами СЭВ к нач. 70-х гг. сформировался мировой
социалистич. Ф. р., на к-ром, в отличие от мирового капиталистич. Ф. р.,
где господствуют законы анархии произ-ва и обмена с резкими колебаниями
конъюнктуры, конкуренцией, всё большее развитие получает система планомерного
развития перевозок и фрахтования, способствующая утверждению стабильных
и долгосрочных отношений (см. также статьи Внешняя торговля. Мировой
капиталистический рынок, Мировой социалистический рынок). Лит.
см.
при ст. Фрахтование.

С. И. Поляков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я