ФРАНЦИЯ

ФРАНЦИЯ
Таблица XVI


<К ст. Хале Ф. 1. "Семейный портрет
(И. Масса и его жена Б. ван дер Лан)". Ок. 1622. Государственный музей.
Амстердам. 2. "Малле Баббе". Ок. 1630. Картинная галерея. Берлин-Далем.
3. "Цыганка". Ок. 1630. Лувр. Париж. 4. "Поющие мальчики". Ок. 1627. Картинная
галерея. Кассель. 5. "Регенты госпиталя св. Елизаветы". 1641. 6. "Улыбающийся
кавалер". 1624. Собрание Уоллес. Лондон. 7. "В. ван Хёйтхёйсен". Ок. 1637-39.
Музей изящных искусств. Брюссель. 8. "Регентши приюта для престарелых".
1664. (5, 8 - Музей Ф. Халса. Харлем.)


Ф. Мирольо, М. Констан, Б. Жолас и др.
Многие из них, освоив систему сериального письма, разработанную Булезом,
перешли к использованию принципа алеаторики, построенной на "недетерминированности"
муз. формы, зависящей от элементов случайности. Ведутся поиски в сфере
электронной (Ф. Байль, Б. Пар-межиани, Ф. Б. Маш), конкретной (П. Шеффер,
П. Анри и др.), "стохастической" (т. е. основанной на математич. вычислениях,
теории вероятности и действиях электронно-вычислит. машин; её создатель
комп. и архитектор греч. происхождения Я. Ксенакис) музыки.



Среди крупнейших франц. исполнителей 20
в.: дирижёры - К. Шевильяр, П. Монтё, И. Маркевич, А. Клюитенс, Ш. Мюнш,
Л. Форестье, П. Паре, Ш. Брюк, С. Бодо, Ж. Мартинон, П. Бу-лез; пианисты
- Л. 'Дьемер, И. Нат, А. Корто, М. Лонг, Р. Казадезюс, С. Франсуа, Ж. Б.
Помье, М. Брюшоль-ери, М. Ааз; скрипачи - Ж. Тибо, 3. Франческатти, Ж.
Неве; виолончелисты - П. Фурнье, П. Тортелье; органисты - Ш. Турнемир,
Ш. Видор, М. Дюпре, М. Дюруфле; певцы - Д. Дюваль, Ж. Креспен, Ж. Жироду;
шансонье - А. Брюан, М. Шевалье, Мистан-гет, Э. Пиаф, С. Реджани, Ж. Беко,
Ш. Трене, Ж. Брассенс, М. Матьё и др. Среди музыковедов - Л. де Ла Лоранси,
Р. Дюмениль, Э. Вийермоз, А. Голеа, П. Ландорми, Н. Дюфурк, Ф. Лесюр, Ж.
Шайе, В. Фёдоров, Б. Гавоти, Р. Гофман.


Интенсивна муз. жизнь больших городов Ф.,
в них создаются муз.-театр, очаги. Важную роль играют муз. фестивали в
Париже, Авиньоне, Экс-ан-Про-вансе, Страсбуре, Безансоне, Бордо, Туре,
Руане, Ла-Рошели. Париж -крупнейший муз. центр мира. Здесь работают театры
"Гранд-Опера" ("Опера комик" закрыт в 1972, с 1973 функционирует как студия,
где молодые исполнители ставят эксперимент, спектакли), "Театр Наций" (создан
в 1954, спектакли проходят в разных помещениях, в т. ч. в "Театре Елисейских
полей"; выступают оперные, балетные, драматич., этногра-фич. коллективы
мн. стран); 5 симф. оркестров, в т. ч. Парижский оркестр (осн. в 1967).
Концерты проходят в залах "Гаво", "Плейель", "Олимпия". В 1975 открыт Дворец
конгрессов, где устраиваются симф. и хоровые концерты. В Париже сосредоточены
важнейшие муз. уч. заведения -консерватория, "Схолаканто-рум" (осн. в 1894),
"Эколь нормаль де мю-зик" (осн. в 1919); граммофонные фирмы, муз. об-ва,
Нац. муз. комитет Франции; Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Во Ф. проводятся
Междунар. конкурсы: имени М. Лонг - Ж. Тибо (с 1943 нац., с 1946-междунар.;
скрипачи и пианисты); вокалистов в Тулузе (с 1954); молодых дирижёров в
Безансоне (с 1951); гитаристов франц. радио и телевидения (с 1959 нац.,
с 1961 междунар.). Издаются муз. журналы, в т. ч. "La Revue musicale" (с
1827), "Revue de musicologie" (1917), "Journal musical francais" (1951-73),
"Le Courrier musical de France" (c 1963), "Diapason" (Boulogne, с 1956),
"Musique en jeu" (c 1970).


Лит.: Обри П., Трубадуры и труверы,
пер. с франц., М., 1932; Комбарьё Ж., Французская музыка , XVI века, пер.
с франц., М., 1932; Тьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции,
пер. с франц., М., 1933; его же, История народной песни во Франции, пер.
с франц., М., 1975; Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской
революции, пер. с франц., М., 1934; П р ю н ь е р А., Новая история музыки,
[пер. с франц.], т. 1, М., 1937; Р о л л а н Р., Музыканты прошлых дней,
пер. с франц., М., 1938; Французская музыка второй половины XIX века. Сб.,
сост. и ред. М. С. Друскин, М., 1938; Грубер Р. И., История музыкальной
культуры, т. 1 - 2, М.- Л., 1941-59; Шнеерсон Г., Музыка Франции, М., 1958;
его же, Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Дюмениль Р., Современные
французские композиторы группы "шести", пер. с франц., Л., 1964; Ж у р
д а н-М о р а н ж Э., Мои друзья музыканты, пер. с франц., М., 1966; Друскин
М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Э р и с м а н Ги,
Французская песня, пер. с франц., М., 1974; Koechlin Ch., La musique et
le peuple, P., 1936; С о r t о t A., La musique francaise de piano, v.
1 - 3, P., 1944; LandormyP., La musique francaise apres Debussy, P., [1943];
Chailley J., L'ecole musicale de Saint Martial de Limoges jusqu'a la fin
du XI siecle, P., 1960; R о у J., Musique francaise, P., 1962; Dufourcq
N., La musique francaise, P., 1970. Г. М. Шнеерсон.
XVI. Балет


Формирование сценич. танца началось в 13-14
вв. В 16 в. появились балетные спектакли ("Комедийный балет Королевы" балетм.
Б. Бальтазарини, 1581) в виде пьес с пением и диалогами, где танец был
составной частью представления. В 17 в. начал развиваться придворный балет,
где роль танца постепенно возрастала, хотя он ещё не отделился от слова.
В 1661 была создана Академия танца, занимавшаяся его регламентацией. С
1669 начинается история парижской Оперы (см. "Гранд-Опера"), где
ставились балеты, вошедшие в историю франц. хо-реографич. иск-ва. Во 2-й
пол. 18 в. балет выделился в самостоят, вид театр, представления. На смену
придворному зрелищу с феерич. эффектами и дивертисментами пришёл драматич.
балет, где в танце раскрывались переживания героев. Такими были постановки
крупнейшего франц. теоретика танца и балетмейстера Ж. Ж. Новера (трагедийный
балет "Медея и Язон" Ж. Ж. Родольфа, 1776, и др.). Последователь Новера
балетм. Ж. Доберваль поставил "Тщетную предосторожность" (музыка
сборная, 1789). Известные танцовщики 1-й пол. 18 в.-М. Камарго, М. Салле,
2-й пол. 18 в.-О. и Г. Вестрис, П. Гардель.


В 30-х гг. 19 в. во Ф. утвердился ро-мантич.
балет. Спектакли Ф. Тальони ("Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная"
А. Адана, 1836), в к-рых выступала М. Тальони, отражали противоречие
между мечтой и действительностью. Образы неземных существ, олицетворяющих
недосягаемый идеал, потребовали новой танц. техники, в частности танца
на пальцах. В балетах Ж. Перро действительность поэтизировалась,
романтизировалась; здесь возникали образы, родственные поэзии Дж. Байрона,
произв. В. Гюго ("Корсар" Адана, "Эсмеральда" Ч. Пуньи). Один из самых
значит, балетов эпохи романтизма -"Жизель" Адана (балетм. Перро и Ж. Коралли,
1841). В 60-х-нач. 70-х гг. значит, постановки осуществили балетм. А. Сен-Леон
("Коппелия"
Л. Делиба, 1870), затем Л. Мерант. Со 2-й пол. 19 в. с упадком романтизма
балет деградировал и в нач. 20 в. интерес к нему иссяк. Возрождение балета
началось в 1910-х гг., после первых Русских сезонов
в Париже, когда
были показаны балеты М. М. Фокина в исполнении А. П. Павловой, Т.
П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского. В труппе Русский балет С. П. Дягилева,
работавшей во Ф. до 1929, были пост, балеты франц. комп. М. Равеля, Д.
Мийо, Ф. Пуленка, Э. Са-ти, A. Core и др. Декорации П. Пикассо, А. Матисса,
А. Дерена, Ф. Леже и др. определяли характер спектакля (балеты в стиле
кубизма, сюрреализма и др.). Балетм. Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская, Дж.
Баланчин часто ставили балеты во Ф. Рус. артисты О. И. Преображенская,
Л. Н. Егорова и др. открыли в Париже балетные школы. В 30-х гг. значит,
была деятельность труппы "Балле рюс де Монте-Карло" и др. трупп, возникавших
на её основе. В 1929-нач. 60-х гг:. с перерывами балет Оперы возглавлял
С. Лифарь. Он работал здесь и как ведущий танцовщик (до 1956). Лифарь создал
обширный репертуар преим. из своих постановок ("Сюита в белом" на муз.
Э. Лало, 1943; "Федра" Ж. Орика, 1950; "Наутеос" Ж. Леле, 1954, и др.),
в к-рых выступали Л. Дарсонваль, С. Перетти, затем И. Шовире, Н. Вырубова,
Л. Дей-де, М. Рено, Ю. Алгаров. Во 2-й пол. 40-х гг. молодые артисты, искавшие
новых путей в иск-ве, сближения его с современностью, создали собственные
коллективы с новым репертуаром. Балетм. Р. Пти работал в труппе "Балет
Елисейских полей" (с 1945), затем "Балет Парижа", где поставил "Кармен"
на муз. Визе (1949), "Волк" А. Дютийё (1953). В балетах Пти выступала танцовщица
Р. Жанмер. Собств. труппами руководили Ж. Шарра, Ж. Ба-биле. В сер. 50-х
гг. началась балетмейстерская деятельность М. Бежара, труппа к-рого "Балет
20 века" с 1960 базируется в Брюсселе при "Театре де ла Монне>. Бежар продолжает
работать и во Ф., он создал новый вид монумент, хорео-графич. представления,
предназначенного для исполнения на больших сценич. площадках, аренах ("IX
симфония Л. Бетховена", 1964; "Ромеои Джульетта" на музыку Г. Берлиоза,
1966; "Нижин-ский, клоун божий" П. Анри и др., 1971). В 60-70-е гг. в репертуаре
Оперы были балеты Пти, Бежара, Баланчина, Дж. Роб-бинса и др. К сер. 70-х
гг. наметились 2 тенденции: восстановление в канонич. редакциях старинных
балетов ("Сильфида", "Коппелия") и предоставление широкой возможности для
экспериментов молодым франц. и иностр. балетмейстерам (Г. Тетли, Дж. Батлеру,
представителю амер. "авангарда" М. Кан-нингему). Отойдя от академизма "Гранд-Опера",
балетная труппа старается не отстать от общей тенденции франц. балета,
в к-ром прочно утверждается интерес к новейшим театр, формам. Среди трупп
кон. 60-х - нач. 70-х гг.: Совр. балетный театр (балетм. Ф. Адре; в 1968-71
в Амьене, с 1971 в Анже), Франц. театр танца Ж. Лаззини (работал в 1969-71),
Балет Феликса Бласка (с 1969), Нац. балет муз. молодёжи (балетм. П. Лакот,
1962), "Театр молчания" (с 1972) и др. Труппы имеются при оперных театрах
Лиона (балетм. В. Биаджи), Бордо (балетм. В. Скуратов Мюлуза (балетм.
Ж. Бабиле) и др. "Балет Марселя" возглавляет с 1972 Пти. В 60-70-х гг.
известность получили танцовщицы -К. Мот, К. Бесси, Ж. Амьель, Ж. Рейе,
К. Власси, Н. Тибон, Н. Понтуа, В. Пьол-ле, Г. Тесмар; танцовщики - А.
Ла--бис, С. Атанасов, Ж. П. Бонфу, М. Де-нар, Ж. П. Франкетти, Ж. Пилетта,
П. Бар.


Проводятся балетные фестивали: Меж-дунар.
балетный фестиваль в Париже (ежегодно с 1963), Театр, фестиваль в Авиньоне
и др.


Среди исследователей балета 30-70-х гг.
П. Тюгаль, Ф. Рейна, Л. Вайя, Б. Кохно, М. Ф. Кристу, А. Ливио, И. Лидова
и др. В 50-е гг. изд. журн. "Dance et rythmes", "Toute la dance et la musique",
в 60-70-е гг. - "Cabiers de la danse", "Art et danse", "Les saisons de
la danse".


Лит.: Иофьев М., Профили искусства...,
М., 1965, с. 179-200; G u e s t I., The ballet of the Second Empire, L.,
[1953]; V a i 1 1 a t L., Ballets de L'Opera de Paris, [P.], 1947; К о
с h n о В., Le ballet. [Le ballet en France du quinzieme siecle
a nos jours], [P., 1954]; Christout M. F., Le ballet de cour de Louis XIV,
P., 1967; Guest I., Le ballet de 1'Opera de Paris, P., 1976. E, Я. Суриц.
XVII. Театр


Истоки франц. театра в иск-ве средне-век,
бродячих актёров и музыкантов -жонглёров, вагантов. Ещё в 9-10 вв. зародилась
литургическая
драма,
осн. на инсценировках отд. эпизодов Евангелия. Она игралась
в церкви, позже на паперти. Кроме духовенства и прихожан, нередко в представлениях
участвовали и жонглёры, вносившие в них вольный дух карнавала, нар. гулянья.
Реалистич. нар. начало площадных зрелищ развивалось в миракле и
мистерии.
Возникшая
из ли-тургич. драмы, мистерия стала наиболее значит, и массовым видом ср.-век.
театра. Одной из самых грандиозных и популярных была "Мистерия страстей
господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.). Существовали мистерии и светского
содержания. Исполнители мистерий - горожане-любители, члены городских цехов
- объединялись в "Братства". Наиболее значит, из них - "Братство страстей
господних" (существовало с 70-х гг. 14 в. до 1676), получив в 1402 монополию
на представления в Париже, выступало в закрытых помещениях, а с 1548 в
"Бургундском
отеле".
В его репертуар входили мистерии, фарсы, моралите, соти.
Однако
в том же 1548 представления мистерий, в к-рые всё больше проникали реалистич.,
комедийные элементы, были под воздействием церкви запрещены. С 1578 "Братство"
сдавало помещение другим театр, объединениям: союзу судейских клерков &bull;"Базоши"
(давало, несмотря на преследования, пародийные представления, высмеивавшие
судейское сословие и церковную иерархию), "Братству беззаботных ребят"
(среди его участников поэт П. Гренгор, актёр-импровизатор Понта-ле) и др.
С 1599 в "Бургундском отеле" работала провинц. труппа В. Леконта -первый
постоянный проф. актёрский коллектив, ставивший трагедии, трагикомедии
и пасторали А. Арди, а в 30-е гг. 17 в. пьесы Ж. Ротру, М. Скюдери и др.
Для народа показывались фарсы с участием ярмарочных комедиантов-импровизаторов
- Готье-Гаргиля, Гро-Гильома и Тюрлюпена.


Новый этап в истории франц. театра начался
с утверждением абс. монархии (17 в.), торжеством идеи государственности.
В этот период возникла нормативная эстетика, осн. на греко-рим. образцах.
В иск-ве утвердился классицизм, крупнейшими представителями к-рого
были трагедийные драматурги П. Кор-нель и Ж. Расин, комедиограф Мольер.
В 1634 открылся театр "Маре" (рук. актёр Г. Мондори), ставивший гл. обр.

трагедии Корнеля. Позднее в "Бургундском
отеле" были осуществлены постановки пьес Расина, в к-рых раскрылось дарование
актрисы М. Шанмеле. Клас-сицистская школа определила стиль актёрского иск-ва
Ф. в 17-18 вв. и оказала влияние на развитие театра других европ. стран.
Критерием прекрасного стала "облагороженная природа"; герои трагедий наделялись
изящными манерами светских людей, но при этом игра актёров отличалась монументальностью,
подчёркнутой патетикой. Достижением этой школы были поэтичность, страстность,
клас-сич. выразительность игры. Классицист -ская школа вызвала появление
актёрских амплуа, создала возможность для композиционно целостного построения
зрелища. В то же время ограниченность классицизма сказалась в идеализации
героя, в пренебрежении его ист. и нац. характеристикой. Актёры часто впадали
в ходульность, прибегали к преувеличенному пафосу. Реалистич. черты классици-стской
манеры исполнения наиболее отчётливо проявились в комедии, сохранившей
элементы нар. иск-ва. Мольер (как комедиограф и актёр) стремился изображать
реальные характеры, подчёркивая типич. черты современников. Став во главе
парижского театра ("Пале-Руаяль"), он создал новый тип труппы - товарищество
единомышленников, утверждавших принципы реалистич. истолкования роли, собств.
стиль игры. В организованном после смерти Мольера театре "Комеди Франсез"
(1680)
его сценич. принципы развивали актёр М. Барон и трагедийная актриса А.
Лекуврёр.


Деятели франц. Просвещения, видя
в театре важнейшее средство воспитания народа (теоретич. работы Д. Дидро
и др.), с нач. 18 в. вели упорную борьбу за утверждение на сцене гл. нац.
театра страны - "Комеди Франсез" просветительской драматургии. Центр, место
в репертуаре заняли трагедии Вольтера и его последователей. Идеалы и чаяния
третьего сословия отразили т. н. мещанская драма, лучшие образцы
к-рой создал Д. Дидро, "слёзная комедия" и сатирич. пьесы Бомарше. Крупнейшим
актёром просветительского классицизма был А. Ле-кен. Продолжая дело, начатое
Бароном и Лекуврёр, он стремился сочетать величественность с простотой,
героич. начало с психологич. правдивостью образа. Лучшими актрисами этого
периода были М. Дюмениль и И. Клерон. Сближение классицистской манеры исполнения
с требованиями мещанской драмы (большая близость к повседневности, эмоциональная
открытость) было осуществлено актёрами Ж. Бризаром, Ф. Моле, Ж. Офреном.
Реалистич. принципы мольеровской школы игры были продолжены в творчестве
комич. актёров -Дазенкура и Ж. Дюгазона.


Великая франц. революция утвердила героич.
иск-во. Новаторские устремления революц. классицизма, его гражданственность,
героика, патриотизм наиболее полно проявились в творчестве актёра Ф. Ж.
Тальма. В период якобинской диктатуры на Марсовом поле, на площади Согласия
устраивались массовые теат-рализов. действа, прославлявшие разум, победу
революц. войск, подвиги героев, подвергавшие осмеянию врагов революции,
аристократию и духовенство. Революция уничтожила привилегии придворной
сцены, дала свободу частному театр, предпринимательству. Сразу после "Декрета
о свободе театров", принятого в 1791 Учредит, собранием, в Париже возникло
19 театров. Ограничения, вводившиеся в годы Первой империи, не могли помешать
процессу демократизации театра. Глубокая неудовлетворённость разл. обществ,
групп] послереволюц. действительностью получила выражение в иск-ве романтизма.
Театр
"Комеди Франсез", несмотря на блестящую труппу, был консервативен, далёк
от передовых и новаторских художеств, исканий. Протестующий пафос, выраженный
в 20-30-с гг. 19 в. в романтич. драме и реалистич. драматургии О. Бальзака,
был чужд актёрам этого театра, хотя отд. пьесы В. Гюго, А. Виньи, А. Дюма-отца
ставились в "Комеди Франсез", а премьера драмы "Эрнани" Гюго (1830) стала
этапным событием в истории франц. театра. Важную роль играли в борьбе за
передовое иск-во в 1-й пол. 19 в. т. н. "театры бульваров"- - "Порт-Сен-Мартен",
"Ам-бигю комик", "Гете", "Фюнамбюль"и др. Непрерывно увеличивалось число
провинц. театров. Наряду с развлекат. репертуаром в театрах бульваров шли
драмы Гюго, Дюма-отца, социальные мелодрамы Ф. Пиа, пьесы Бальзака и др.
Здесь сформировалось жизнерадостное, подлинно нац. иск-во актёров водевиля
- В. Дежазе, Ш. Г. Потье, Ж. Ш. Од-ри и др., выросли крупнейшие романтические
актёры - Фредерик-Леметр, М. Дорваль, П. Бокаж, Ж. Б. Дебю-ро и др., игра
к-рых отличалась бурной эмоциональностью, тяготением к резким контрастам.
В то же время в театр, иск-ве Ф. начали возникать тенденции критич. реализма.
Крупнейшим
явлением театр, жизни стал созданный Фредери-ком-Леметром сатирич. остросоциальный
образ Робера Макера (в одноим. пьесе Фредерика-Леметра и др. авторов),
ставший для современников символом бурж. Июльской монархии. В канун Революции
1848 героич. тема вновь получила выражение в творчестве Э. Рашель. Возродив
на сцене "Комеди Франсез" класси-цистскую трагедию, она акцентировала в
ней тираноборч. мотивы (Гофолия -"Гофолия" Расина, и др.). В своём иск-ве
Рашель органически соединила лучшие качества традиц. франц. школы с эмо-цион.
свободой, правдой сценич. переживания, к-рых требовала романтич. эпоха.
Реакц. поворот буржуазии, напуганной выступлением франц. пролетариата в
июне 1848, определил усиление охранит., буржуазно-апологетич. тенденций
в репертуаре театров (пьесы А. Дюма-сына, Э. Ожье, В. Сарду и др.).


В дни Парижской Коммуны 1871 пр-во Коммуны
стремилось превратить театр в средство обществ, воспитания. Поли-тич. реакция
после подавления Коммуны привела бурж. театр к оскудению. Осн. место на
сцене заняли постановки мелодрам и водевилей. Творчество выдающихся трагедийных
актёров "Комеди Франсез" Сары Бернар, Ж. Муне-Сюллине было связано с передовой
обществ, мыслью, в нём преобладали культ виртуозного мастерства, черты
академизма, стилизации. Реалистич. традиции в комедии и драме продолжили
Ф. Э. Го н Б. К. Коклен, к-рые не только обладали виртуозным мастерством
речи, жеста, но и стремились к чёткой социальной характеристике персонажей.
В целом, однако, в кон. 19 в. франц. театр переживал идейный кризис. Даже
демократич. театры бульваров превратились в центр увеселения

бурж. публики. С резкой критикой театра
и требованием его реформы, за создание новой реалистич. драматургии в этот
период выступил Э. Золя (теоретич. работы "Наши драматурги", "Натурализм
в театре").


Глубокие перемены на франц. сцене связаны
прежде всего с именем А. Ан-туана - последователя и горячего пропагандиста
школы натурализма Золя. Создатель "Свободного театра" (1887-1896) и "Театра
Антуана" (1897-1906), руководитель театра "Одеон" (1906-1914), Антуан утверждал
театр, создающий произв., пронизанные единой мыслью, отражающий актуальные
проблемы своего времени. Отсутствие нац. драматургии, основанной на совр.
проблематике, привело Антуана к формированию репертуара гл. обр. из произв.
зарубежных авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев).
Наивысший успех "Свободного театра" связан с постановкой "Власти тьмы"
Толстого (1887) и "Ткачей" Гауптмана (1893). В борьбе с изжившими себя
театр, формами Антуан гл. внимание обращал на иск-во режиссёра, синтезирующее
отд. компоненты спектакля, подчиняющее их единому идей-но-художеств. замыслу.
Борясь с традицией актёрского премьерства, он утверждал принципы ансамбля.
Разработанные Антуаном принципы театр, иск-ва нашли продолжение и развитие
в деятельности мн. франц. режиссёров 20 в. Нац. реалистич. традиции развивали
актёры Л. Гитри, Г. Режан.


С нач. 20 в. в Париже и провинции предпринимались
многочисл. попытки создания нар. театров. Эта идея утвердилась во франц.
театре, оказав воздействие на искания мн. выдающихся мастеров сцены. Теоретиком
нар. театра выступил Р. Роллан.


Как антипод натуралистич. театру во Ф.
стал формироваться театр символистский (см. Символизм), стремившийся
противопоставить "прозаическому быто-писательству" поэтический мир, оторванный
от действительности, от современных общественных проблем, передающий "состояние
души". Искания символистов завершил "Театр дез Ар" (1910), организатор
к-рого Ж. Руше использовал режиссёрские опыты Г. Крэга, М. Рейнхард-та,
Г. Фукса и А. Аппиа, франц. символистов, В. Э. Мейерхольда. Театру Руше
были присущи эклектика, модернистская изысканность, эстетская стилизация.
Но Руше удалось создать труппу, в к-рую вошли выдающиеся режиссёры и актёры
- Ш. Дюллен, Л. Жуве, Ж. Копо.


Одной из ведущих фигур театр, иск-ва Ф.
10-20-х гг. был основатель театра "Вьё коломбье" Ж. Копо. Натуралистич.
воспроизведению деталей быта и символистской оторванности от реальности
Копо противопоставлял поэтический театр, сочетавший сценич. условность
с глубокой психологич. правдой, в центре к-рого всегда был бы горячо чувствующий
и мыслящий человек. В деятельности Копо и работавших с ним актёров и режиссёров
сказались убеждённость не только в художеств., но и в нравственной силе
театра, дух коллективизма, высокий профессионализм, нетерпимость к пошлости
коммерч. иск-ва. Все эти черты стали характерными и для возникшего в 1926
чКартеля" - союза 4 режиссёров (Г. Бати, Ш. Дюллен, Л. Жуве и Ж. Пи-тоев).
Обращение к классике (Мольер, Шекспир) и особенно к драматургии А. П. Чехова,
Б. Шоу, Л. Пирандел-ло, П. Клоделя, Ж. Дюамеля, Ж. Ромена, Ж. Жироду, Ж.
Ануя, А. Салакру позволило режиссёрам чКартеля" передать в своих постановках
в многообразной художеств, форме сложную и противоречивую атмосферу межвоен.
десятилетий .


В нач. 30-х гг., в период подъёма демо-кратич.
и антифаш. движения, особенно в годы победы Нар. фронта, значит, завоеваний
добилось демократич. театр, иск-во. Видное место в театр, жизни страны
занял Нац. нар. театр, организованный в 1920 известным актёром и режиссёром
Ф. Жемье, стремившимся осуществить на практике теоретич. принципы нар.
театра Р. Роллана. Видные деятели франц. культуры (Ж. Р. Блок, Л. Муссинак,
Ш. Вильдрак и др.) боролись за нового, массового зрителя. В период нем.-фаш.
оккупации страны во время 2-й мировой войны 1939-45 франц. театры почти
не функционировали. Од-накоивэти годы ведущие режиссёры Ф., создавая спектакли
на ист. и мифоло-гич. сюжеты, в аллегория, форме призывали к сопротивлению
фашизму, к борьбе с поработителями ("Антигона" Ануя, реж. Барсак; "Мухи"
Сартра, реж. Дюллен; "Атласная туфелька" Клоделя, реж. Ж. Л. Барро). После
освобождения страны начался бурный процесс возрождения иск-ва Ф. Театр,
деятели ставили перед собой задачу сохранения нац. традиций, боролись с
равнодушием офиц. кругов к нуждам нац. иск-ва. Передовая общественность
поддерживала старейший театр Ф. - "Комеди франсез". В нём сформировались
крупные актёры и режиссёры совр. франц. театра - Ж. Л. Барро, М. Рено,
П. Дюкс, Ж. Русийон и др. Во 2-й пол. 40-х - 1-й пол. 50-х гг. в стране
была создана широкая сеть Драматич. центров (первый - в 1947 в небольшом
пром. городке Сент-Этьенн близ Лиона учеником и сподвижником Ж. Копо -Ж.
Даете) и Домов культуры с театр, труппами. Появились театры в Лионе, Гренобле,
Тулузе, Канне, Бордо, Страсбург и др. городах. Здесь ставились: антифаш.
драматургия ("Немцы" Круч-ковского), сов. пьесы ("Оптимистическая трагедия"
Вишневского), пьесы, поев, борьбе за мир. Приобрели популярность труппы,
играющие в парижских пригородах: "Театр де л'эст паризьен", "Театр Жерара
Филипа" в Сен-Дени, "Театр де ла Коммюн" в Обервилье, "Театр Ромена Роллана"
в Вильжюифе, "Театр дез амандье" в Нантере. Выдвинулась плеяда режиссёров,
связавших свою судьбу с демократич. театр, иск-вом: Р. Планшон, М. Марешаль,
Г. Реторе, Р. Жербаль, П. Дебош, А. Витез, П. Шерро, Ж. Вальверд, Г. Гарран,
М. Сарразен.


Крупнейшим центром передового театр, иск-ва
стал Нац. нар. театр (ТНП). В 1951-63 этот театр возглавлял Ж. Ви-лар.
Продолжая дело, начатое Р. Рол-ланом и Ф. Жемье, он стремился к созданию
театра для самых широких кругов зрителей. Под его руководством в ТНП работали
выдающиеся франц. актёры - Ж. Филип, М. Казарес, Ж. Вильсон, Д. Сорано,
С. Монфор. Вилару принадлежит идея и организация ежегодного театр, фестиваля
в Авиньоне (1947), к-рый он возглавлял до своей смерти в 1971. С 1963 театром
руководил Ж. Вильсон, поставивший ряд произв. совр. драматургов (Ф. Аррабаля,
Дж. Осборна и др.) и пьес М. Горького


("Дети солнца"), Ж. Жироду ("Безумная из
Шайо"), Б. Брехта ("Господин Пун-тила и его слуга Матти"). В 1972 в связи
с финанс. трудностями парижский ТНП прекратил существование. Субсидии и
статус этого театра получил руководимый Р. Планшоном лионский "Театр де
ла сите". В его репертуаре пьесы совр. франц. и зарубежных авторов (Р.
План-шона, М. Винавера, Т. Дорста), нац. классика. Постановки Планшона
("Тартюф" Мольера) и ведущего режиссёра ТНП П. Шеро ("Диспут" Мариво) отличают
совр. звучание, богатство выразит, и ёмких сценич. образов. Обращение к
нар. истокам театр, иск-ва характерно для "Театра дю солей" (рук. А. Мнуш-кина),
создающего яркие, темпераментные представления-праздники, предназначенные
для широкой зрительской аудитории. Событием театр, жизни Ф. 70-х гг. стали
спектакли этого театра -"1789" и "1793", поев. Великой франц. революции.
Большой вклад в развитие франц. сценич. иск-ва внёс актёр и режиссёр Ж.
Л. Барро. Созданная им вместе с женой - актрисой М. Рено труппа " Ком-пани
Рено - Барро", выступая на разл. сценич. площадках("Мариньи", "Одеон",
"Рекамье", "Орсей"), пропагандирует франц. драматургию 20 в. (пьесы Салакру,
Клоделя и др.). В 70-е гг. Барро пост, спектакли-размышления о месте и
роли художника в обществе ("Рабле", "Жарри", "Так говорит Заратустра").


Заметное место в театр, жизни Ф. (50-60-е
гг.) занял "театр абсурда" (пьесы С. Беккета, Э. Ионеско и др.), выражавший
острое разочарование в окружающем мире, ощущение трагич. безысходности
и бессмысленности жизни. На протяжении века не претерпели серьёзных изменений
парижские театры бульваров. На их подмостках при участии известных актёров
(Н. Курсель, П. Мер-рис, Ф. Перье, Р. Ламурё и др.) продолжают идти гл.
обр. развлекат. спектакли, построенные на остроумных диалогах, снисходительно-насмешливо
изображающие пороки совр. буржуа, обыгрывающие ситуации любовного "треугольника".


Нац. традицию развивает в своём иск-ве
пантомимист М. Марсо, гумани-стнч. и демократич. иск-во к-рого завоевало
признание во мн. странах Европы.


Хранителем и продолжателем нац. театр,
традиции остаётся старейший театр Ф. "Комеди Франсез", имеющий более или
менее стабильную актёрскую труппу (остальные театры обычно набирают актёров
для одной постановки). В труппе театра - Л. Сенье, Ж. Берто, М. Омон, Д.
Ивернель, Ж. П. Руссийон, Ж. Мейер.


В целях установления широких меж-дунар.
связей в Париже по инициативе деятелей франц. театра организован "Театр
наций" (1954), где проходят между-нар. театр, фестивали, выступают труппы
всех стран мира. Выходят журналы: "Revue d'histoire du theatre" (с 1948),
"Avant-scene. Le journal du theatre" (c 1949).


Лит,: История западноевропейского
театра, т. 1-3, М., 1956-63; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр, Л.
- М., 1939; Бояджнев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Антуан А.,
Дневники директора театра, [пер. с франц.], М. - Л., 1939; В и л а р Ж.,
О театральной традиции, [пер. с франц.], М., 1956; Дюллен Ш., Воспоминания
и заметки актера, пер. с франц., М., 1958; Жемье Ф., Театр. Беседы, собранные
П. Гзеллем, [пер. с франц.], М., 1958; Жуве Л., Мысли о театре, пер. с
франц., М., 1960; Жерар Филип. Воспоминания, собр. А. Филип, сокр. пер.
с франц., Л.- М., 1962; Petit de Julle-v i 1 1 е L., Histoire du theatre
en France, v. 1-5, P., 1880-86; L i n t i 1 h а с Е. F., Histoire generate
du theatre en France, v. 1 -5, P., 1904-10; Surer P., Le theatre francais
contemporain, P., 1964; Dort В., Theatre public, P., 1967; его же, Theatre
reel, P., 1971. В. С. Кадышев, Т. Б. Проскурникова. Цирк. С 16 в.
во Ф.< на улицах и ярмарочных площадях выступали акробаты, канатные
плясуны, фокусники. С сер. 18 в. гастролировали конно-акроба-тич. труппы
Я. Бейтса, Ф. Астлея, Б. Гий-ома и др., представления к-рых проводились
на круглых огорожен, площадках (получивших позже назв. манежа). К этому
времени относится формирование нац. трупп Фурро, Турниеров, Ф. Луассе.
Становление проф. стационарного цирка во Ф. связано с деятельностью англ,
наездника и циркового предпринимателя Ф. Астлея, к-рый в 1782 создал в
пригороде Парижа "Английский амфитеатр предместья Тампль". Его преемник
итальянец А. Франкони переименовал предприятие в "Амфитеатр предместья
Тампль". Сыновья Франкони - Лоран и Анри в 1807 построили стационарное
здание "Олимпийского цирка" (существовало до 1835) с манежем диаметром
13 м, ставшим с тех пор стандартным для всех цирков мира. Среди
наиболее известных цирковых стационаров последующих лет в Париже: Зимний
цирк, Летний цирк на Елисейских полях, Цирк Фернандо, Цирк Медрано, Новый
цирк (специально приспособл. для водных пантомим, феерий) и др. Известность
получил любительский цирк Молье (крупного землевладельца и конного спортсмена).
Значит, роль в истории франц. циркового иск-ва играли также много-числ.
ипподромы. В 1976 во Ф. функционировали один стационар - Зимний цирк (Париж)
и цирки-шапито.


Среди известных мастеров цирка разных лет:
П. Кюзан и Ж. Лежар, К. Лойо, Ф. Боше (наездники), Ж. Леотар (создатель
номера "воздушный полёт"), Ж. Ориоль, Ш. Нуазет, бр. Фрателлини, У. Гильоме
и А. Фредиани (Антоне и Бе-би), О. и А. Бриаторе (Рико и Алекс), А. Порто,
И. Сосман (Пипо), А. Зават-та - клоуны, Капеллини (дрессировщик), М. Бегари
(возд. гимнастка), Ш. Бауман (жонглёр), Ализе (акробат). В Париже раз в
3 месяца выходит журн. "Le Cirque dans Г Universe (с 1950).


Лит.: Кузнецов Е., Цирк, 2 изд.,
М.
- Л., 1971; Н а 1 р е г s о и J., Das Buch vom Zirkus, Dusseldorf, 1926;
S e r g е М. F., Histoire du cirque, P., 1947. А. Л. Шнеер.
XVIII. Кино


Первый публичный сеанс кинематографа, изобретённого
братьями Л. и О. Люмьерами (хроникальные сюжеты -"Прибытие поезда", "Кормление
ребёнка" и др., и один "игровой" - "Политый поливальщик"), состоялся в
Париже 28 дек. 1895. В первонач. период развития франц. кино важная роль
принадлежала изобретателю кинотрюковой съёмки, автору "кинофеерий" Ж. Мельесу,
фирме "Фильм д'ар", привлёкшей к работе в кино видных драматургов, театр,
актёров и композиторов. В 1910-е годы междунар. известностью пользовались
кинокомедии с участием М. Линдера, авантюрные серии Л. Фейада. До 1-й мировой
войны франц. кино выпускало ок. 90% мировой кинопродукции (фирмы "Пате"
и "Гомон"),


В 1919 реж. А. Ганс создал антивоен. памфлет
"Я обвиняю", реж. А. Антуан пост. неск. экранизаций-"Земля" (1921, по Э.
Золя), "Арлезианка"(1922, по А. Доде) и др. В послевоенные годы движение
против использования кино в целях коммерции, за его художественное обновление
возглавила группа теоретиков и практиков кино - Л. Деллюк, А. Ганс, М.
Л'Эрбье, Ж. Эпштейн, Ж. Дюлак -так наз. "Авангард". Занимаясь формальными
экспериментами, "авангардисты" в то же время расширили выразительные возможности
кино. Создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового
кино, в т. ч. и сов. фильмы. Группа режиссёров-реалистов, отчасти соприкасавшаяся
с движением "Авангарда", опираясь на традиции, выработанные в др. искусствах,
создала значит, произведения: "Кренкебиль" (1922) и "Новые господа" (1928,
оба реж. Ж. Фейдера), "Нана" (1926) и "Маленькая продавщица спичек" (1927,
оба реж. Ж. Ренуара), "Соломенная шляпка" (1927, реж. Р. Клер) и др. В
нач. 30-х гг. франц. кинопроиз-во перешло на массовый выпуск звуковых фильмов.
Ведущая роль в идейно-худо-жеств. совершенствовании кино принадлежала и
в эти годы режиссёрам-реалистам: Клеру ("Под крышами Парижа", 1930; "Свободу
нам", 1932), Ренуару ("Сука", 1931; "Тони", 1934), Ж. Виго ("Ноль за поведение",
1932; "Аталанта", 1934), Л. Бюнюэлю ("Земля без хлеба", 1932), Фейдеру
("Большая игра", 1934; "Пансион &bdquo;Мимоза"", 1935) и др. Критика
бурж. об-ва в их фильмах сочеталась с глубоким реализмом и подлинным демократизмом.
В сер. 30-х гг. социальная направленность кинематографа Ф. была связана
с движением Нар. фронта; возникли группа "Октябрь", объединение "Свободное
кино". Для этого периода характерны картина "Марсельеза" (1938, реж. Ренуар),
снятая на средства, собранные по нар. подписке; один из лучших фильмов
франц. кино "Великая иллюзия" (1937, реж. Ренуар), политич. сатира "Последний
миллиардер" (1934, реж. Клер), "Дружная компания" (1936, реж. Ж. Дювивье).
Зародившееся во 2-й пол. 30-х гг. содружество сценариста Ж. Превера и режиссёра
М. Карне определило направленность фильмов "поэтического реализма" - "Набережная
туманов" (1938), "День начинается" (1939) и др., отразивших тревогу предвоен.
лет. Мировую известность приобрела актёрская школа франц. кино: Ж. Габен,
Л. Жуве, Ж. Л. Барро, П. Брассёр, Ф. Розе, Ф. М. Симон, Ш. Ванель, А. Ремю,
М. Морган, Фернандель, Д. Дарье и др. В годы 2-й мировой войны в условиях
нацистской оккупации франц. кинематографистам удалось создать ряд фильмов,
в к-рых в иносказат. форме звучал призыв к борьбе, подвигу - "Вечерние
посетители" (1942, реж. Карне), "Небо принадлежит вам" (1943, реж. Ж. Гре-мийон).
Подпольный освободит, комитет франц. кино (созд. в 1943) выпустил в 1944
фильм "Освобождение Парижа", съёмки к-рого проводились в день восстания
парижан. Фильм "Дети райка" (1945, реж. Карне) прозвучал как утверждение
лучших гуманистич. традиций нац. культуры, противостоящих фашизму. Одной
из первых картин освобождённой Ф. стал фильм о Сопротивлении реж. Р. Клемана
"Битва на рельсах" (1946). Глубокой симпатией к простым людям, их жизни
проникнуты фильмы Ж. Беккера "Антуан и Антуанетта"(1946), Ж. П. Ле Шануа
"Адрес неизвестен" (1950) и др. В близком к поэтике итал. неореализма фильме
"Рассвет" (1948, реж. Л. Дакен) рассказывается о жизни франц. шахтёров.
Реж. А. Кайат, обращаясь к теме правосудия, ставил актуальные морально-этические
проблемы в фильмах "Все мы убийцы" (1952), "Перед потопом" (1953). Мировую
известность получили лучшие экранизации Йранц. классики: "Пармская обитель"
948, реж. Кристиан-Жак), "Красное и чёрное" (1954, реж. К. Отан-Лара, оба
по Стендалю), "Тереза Ракен" (1953, реж. Карне), "Жервеза" (1956, реж.
Кле-ман, оба по Золя). Мужество человека исследует художник-философ Р.
Брессон в фильме "Приговорённый к смерти бежал" (1956). В кон. 40-х - нач.
50-х гг. получают известность актёры - Ж. Филип, Бурвиль, Ж. Маре, М. Казарес,
Л. де Фюнес, С. Реджани и др. Большинство фильмов 2-й пол. 50-х гг. -развлекат.
ленты, далёкие от социальных тревог страны. Попытки кинематографистов обратиться
к актуальным проблемам (война в Алжире, классовые конфликты) наталкивались
на сопротивление продюсеров и цензуры. В обстановке кризиса кинопроиз-ва
и уменьшения числа зрителей в кон. 50-х гг. возникает т. н. "Новая волна":
за короткий срок в кино приходит более 150 новых режиссёров, среди к-рых
ведущее место заняли Ф. Трюффо, Ж. Л. Годар, К. Шаброль, Л. Маль, К. Лелуш.
Важную роль в совершенствовании выразит, средств кино сыграл новаторский
фильм А. Рене "Хиросима, любовь моя" (1959). Филь-мы-мьюзиклы создаются
реж. Ж. Деми-"Шербурские зонтики" (1964), "Девушки из Рошфора" (1967) и
др. Сильного, цельного героя франц. кинематографисты нашли, обратившись
к теме Сопротивления, антифаш. борьбы: "Загон" (1961, реж. А. Гатти), "День
и час" (1963), "Горит ли Париж?" (1966, оба реж. Клемана), франко-советский
фильм "Нормандия -Неман" (1960, реж. Ж. Древиль). После 1968 усиливается
политич. проблематика франц. кино: критика "общества потребления" в фильмах
реж. К. Соте, политич. фильмы И. Буассе, фильмы о жизни и борьбе франц.
трудящихся реж. Б. Поля. В то же время двусмысленность идеологич. позиций
реж. Годара всё более смыкается в его фильмах с прямыми антикоммунистич.
тенденциями. В 70-е гг. становится больше фильмов, затрагивающих социально-политич.
проблемы: "Элиза, или настоящая жизнь" (1970, реж. М. Драш), "Тяжёлый день
королевы" (1973, реж. Р. Аллио), "Быть двадцатилетним в Оресе" (1973, реж.
Р. Вотье), "Походная песнь" (1974, реж. П. Обье), "Бригада" (1975, реж.
Р. Жильсон), "Следователь и убийца" (1976, реж. Б. Тавернье) и др.


Франц. школа комедии в послевоен. период
представлена фильмами Ж. Тати ("Праздничный день", 1949; "Мой дядя", 1958),
Кристиан-Жака ("Фан-фан-Тюльпан", 1952; "Закон есть закон", 1958), П. Этекса
("Вздыхатель", 1963; "Йо-йо", 1965) и др.


Высок престиж франц. короткометражного
фильма - поэтич. лент реж. А. Ламо-риса (в т. ч. "Красный шар", 1956) и
др., мультипликаций П. Гримо, новаторских документальных "фильмов-эссе"
К. Маркера, социологич. фильмов Ж. Руша.


К сер. 70-х гг. в киноискусстве наметился
отход от острых проблем совр. франц. действительности. Посредственные по
форме и по содержанию развлекательные фильмы стали преобладающей массой
нац. кинопродукции. В кинопрокате всё больше места занимают американские,
а также итальянские кинокартины, усилился приток порнографич. фильмов,
несмотря на сдерживающие меры, принятые правительством в 1975. За последние
15 лет почти вдвое сократилось число кинозрителей.


Наиболее известные франц. актёры 60-70-х
гг.: Ж. Моро, Ж. Л. Трентиньян, Ж. П. Бельмондо, К. Денёв, А. Делон, А.
Жирардо и др. Лучшие франц. операторы: Р. Юбер, А. Тирар, Р. Кутар, А.
Алекан, А. Деке. Значительна роль киноведения в разработке истории и теории
франц. и мирового кино: работы Л. Муссинака, Ж. Садуля, А. Базена, Ж. Митри,
А. Ажеля, К. Метца и др. Режиссёров, операторов, монтажёров готовит организованный
в 1943 Институт высшего кинообразования. Во Ф. выпускается ок. 220 фильмов
(в 1975-222) в год. Среди журналов: "Cinema", "Са-hiers du cinema", "Ecran",
"Revue du cinema" и др. В 1936 создана "Синематека", в 1972 - Музей истории
кино.


С 1946 ежегодно (кроме 1948, 1950) проводятся
Международные кинофестивали в Канне. В 1976 учреждена ежегодная нац. кинопремия
"Сезар" (по типу амер. "Оскара").


Илл. см. на вклейках, табл. X-XI (стр.
64-65).


Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история
кино, пер. с франц., т. 1, 3, 6, М., 1958 - 63; Клер Р., Размышления о
киноискусстве, [пер. с франц.], М., 1958; Л е п р о о н П., Современные
французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Французское киноискусство.
Сб. статей, М., 1960; Д а-к э н Л., Кино - наша профессия, [пер. с франц.],
М., 1963; Юткевич С., Франция - кадр за кадром, М., 1970; Б а з е н А.,
Что такое кино?, [пер. с франц.], М., 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я