ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Fran-ciscus
Assisiensis, итал. Francesco d'Assisi) (наст, имя - Джованни Б е р н а
р д о н e; Bernardone) [1181 (или 1182), Ассизи, -3 (или 4).10.1226, там
же], итальянский религ. деятель. Из купеческой семьи. Отказался от богатства
и с 1206 посвятил себя проповеди евангельской бедности. В 1207-09 основал
братство миноритов ("меньших братьев"), преобразованное в монашеский

орден францисканцев. Церковь сумела
использовать в своих целях проповедь Ф. А., завоевавшего большую популярность
у широких масс народа. В качестве странствующего проповедника Ф. А. побывал
в Испании, Юж. Франции, Египте, Палестине; всюду под влиянием проповедей
Ф. А. складывались орг-ции его последователей. По возвращении с Востока
(где он пытался распространять христианство среди мусульман)

Ф. А. в 1220 отошёл от руководства орденом
францисканцев, противясь его перерождению при содействии папства в обычный
монашеский орден. В 1228 был канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны
в анонимном сб. "Цветочки св. Франциска Ассизского" (рус. пер. 1913). Ф.
А.- автор соч. не только на лат. яз.

("Похвала добродетели", "Похвала богу"
и др.), но и поэтич. произв. на итал. яз. (точнее на умбрийском диалекте)
- "Кантика брата Солнца, или Похвала творению" (1224). Этот гимн, славящий
не только бога, но и все его творения, представляет собой вполне оригинальное
произв., предназначенное для хора. Гар-монич. видение Вселенной, слияние
с ней, радостное одухотворение природы у Ф. А. вносят новые мотивы в религ.
поэзию. Как один из самых ранних поэтич. памятников на нар. яз., кантика,
написанная ассонансами, сыграла важную роль в развитии не только религ.,
но и светской итал. поэзии.


Лит.: Пименова Э. К., Франциск Ассизский,
СПБ, 1896; Р е р е G., Francesco d'Assisi..., Manduria, 1965.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я